Одним из основных компонентов промышленного оборудования являются подшипники, неисправности которых могут привести к вибрациям, шуму, перегреву
и поломкам машин и механизмов. Дефекты подшипников могут возникать по разным причинам. Во-первых, это
неправильное смазывание и загрязнения. Во-вторых, это неправильное использование. В-третьих, это неправильная установка. Мы конкретно
рассмотрим основные ошибки, избегая которых можно обеспечить надежность и долговечность подшипников.
Неправильная установка подшипников
Ошибка №1. Подшипник можно установить обычным молотком
Ни в коем случае нельзя бить прямо по подшипнику. Детали подшипника достаточно твердые, но хрупкие и могут повредиться. Подшипник с
внутренними повреждениями дорожек качения прослужит в несколько раз меньше, чем должен.
Можно использовать специальный инструмент для монтажа подшипников механическим методом: ударную втулку подходящего размера и безынерционный
молоток. Усилие следует прикладывать к тому кольцу, которое устанавливается с натягом. Для удобства установки следует убедиться в точном
совпадении диаметров примыкающих деталей и чистоте поверхностей.
Ошибка №2. Всегда подойдет вал стандартного качества
Стандартный точёный, шлифованный и полированный вал не всегда является лучшим выбором. Крайне важно знать, соответствуют ли допуски вала
допускам отверстия подшипника. Следует изучить информацию, предоставленную производителем подшипника.
Ошибка №3. Крепежные винты можно затягивать произвольно
Необходимо следовать нескольким правилам. Крепежные винты следует затягивать с моментом, рекомендованным производителем. Недостаточный
момент затяжки чреват потерей прочности соединения. Избыточный момент может привести к деформации или растрескиванию колец подшипника. Закручивать
винты следует поочередно с противоположных сторон. Также не нужно сразу затягивать винты до конца. Сначала следует затянуть все винты до половины
рекомендуемого момента, а затем еще раз до полного.
Неправильное использование подшипников
Ошибка №1. Подшипники не должны быть горячими на ощупь
Обычно рабочие температуры подшипников находятся в пределах +25…65°C, но в некоторых случаях они могут быть ниже или выше. Большинство
подшипников рассчитаны на работу при температурах от -20 до +100 °C, но есть специальные
высокотемпературные и низкотемпературные подшипники, способные работать в более широком
диапазоне температур. Нужно помнить, что подшипник сильнее греется некоторое время после ввода в строй и после повторного смазывания.
Ошибка №2. Большие подшипники всегда лучше
Подшипник большего размера с большей грузоподъемностью будет иметь больший усталостный ресурс при той же нагрузке, но если действующая нагрузка
будет ниже минимально необходимой, тела качения в подшипнике будут скользить, а не катиться по дорожкам качения. Это может привести к нарушению
смазывания, перегреву, быстрому износу и преждевременному выходу подшипника из строя.
Ошибка №3. Подшипники, смазанные на весь срок службы, будут работать вечно
Срок службы подшипника зависит от срока службы смазки, на которую влияют условия работы (скорость и нагрузка) и рабочей среды (температура и
загрязнения). Срок службы смазки может быть увеличен благодаря правильному выбору смазки, эффективным уплотнениям и правильной установке
подшипника. Смазывание подшипника крайне важно.
Неправильное смазывание подшипников
Ошибка №1. Повторного смазывания подшипников раз в год достаточно
Сначала нужно изучить соответствующие рекомендации производителя подшипника. В них дана информация о количестве смазочного вещества и
межсмазочных интервалах. Величина интервалов между заменами смазки рассчитывается в зависимости от конкретных условий: нагрузки, скорости
вращения, температуры и т.д. В некоторых случаях повторное смазывание может потребоваться каждый месяц, а иногда – раз в два года.
Ошибка №2. Подшипник следует полностью заполнять смазкой
Избыточное количество пластичной смазки может привести к перегреву подшипника. Рекомендуемое заполнение подшипника смазкой определяется
рекомендациями производителя и опытным путем.
Ошибка №3. Если подшипник издает шум, его нужно смазать
Если подшипник издает шум, скорее всего, он поврежден. При этом повреждения подшипников имеют свойство не исчезать, а нарастать, с повышением
риска внезапной поломки. Добавление смазки может дать только временное улучшение. За шумящим подшипником следует внимательно следить, а при
первой возможности – заменить его. Желательно обследовать поврежденный подшипник для обнаружения причин его повреждения.
Ошибка №4. Подойдет любая смазка
Разные консистентные смазки сильно отличаются друг от друга. Часто они несовместимы друг с другом из-за различного химического состава и при
смешивании могут образовать субстанцию неподходящей консистенции или даже разделиться на фракции.
Ошибка №5. Нужно просто подать смазку в смазочное отверстие
Обязательно нужно очистить смазочные фитинги и наконечник смазочного шприца. Желательно надевать защитный колпачок на наконечник смазочного
шприца или хранить его погруженным в масляную ванну.