Маскегон, Мичиган, США… Как Вы собираете данные о звездах, удаленных на тысячи световых лет, пока позиционируете 300-тонный телескоп с точностью в человеческий волос? Вы используете высокотехнологичный спектрометр, называемый MOSFIRE (много объектный спектрометр для инфракрасного исследования), поворачивающийся на подшипнике Kaydon.
C MOSFIRE астрономы могут снимать спектр на ближних инфракрасных длинах волн (невидимых человеческим глазом) и даже проникать сквозь облака космической пыли для исследования образований звезд и галактик. Прибор может исследовать сразу 46 объектов и переключается между целями в течение нескольких минут, вместо обычных одного или двух дней.
«Я считаю, что MOSFIRE будет наблюдать очень тусклые цели более чем в сто раз быстрее, чем это когда-либо было возможно», сказал астроном Caltech Чак Штэйдель, его со-ведущий исследователь. «Все наблюдения, которые моя группа и я сделали в ближней инфракрасной спектроскопии в Keck за последние 10 лет, можно было сделать за одну ночь с MOSFIRE.»
MOSFIRE больше чем в 10 раз светочувствителен, чем другие приборы такого рода и может наблюдать значительно больше космических объектов каждую ночь. Его привезли в обсерваторию W.M. Keck на Гавайях в феврале и он был введен в эксплуатацию в сентябре. Обсерватория, распложенная недалеко от вершины Мауна Ки (более 4000м) на Гавайских островах, является научным партнером Калифорнийского Технологического Института, Калифорнийского Университета и NASA.
«Так как мы следим за звездами, наше положение постоянно изменяется, поэтому подшипник должен обрабатывать множество комбинаций нагрузок, и осевые и радиальные», сказал Майк Поллард, инженер Keck. «Астрономы с 20-30 летним опытом говорят, что подшипник Kaydon лучшее, что они когда-либо видели».
Поллард сказал, что подшипник Kaydon был единственным, который удовлетворял всем условиям, которые включают:
плавная работа (очень малые изменения крутящего момента)
монтаж на легко деформируемую деталь (т.е. не жесткую)
очень маленькое колебание – почти нет изменений от оси внутренней дорожки качения до оси внешней дорожки качения
соответствие существующему пространству
тяжелые условия – на высоте более 4000м, среди пыли вулканической золы
очень низкие эксплуатационные расходы
Этот сделанный на заказ подшипник сложной отнести к какой-то категории, это больше опорно-поворотное устройство, чем подшипник тонкого сечения, по словам инженера Kaydon Уэйна Тэн Бринка. Около двух метров в диаметре, он имеет конструкцию дуплекса по схеме back-to-back с внешним приводом. Внутренняя и внешняя дорожка качения тоньше, чем обычно в опорном кольце подшипника того же размера, а каждая дорожка качения имеет два канала шариков для распределения нагрузки и минимального изменения крутящего момента.
Поскольку минимизация крутящего момента имеет большое значение для поддержания стабильности, необходимой для достоверных данных, обсерватория Keck сильно зависит от подшипника Kaydon. В результате скрещивания MOSFIRE со светосилой 10-метрового телескопа Keck и чистого неба Мауна Ки, ученые ожидают новых, захватывающих открытий о Вселенной.