Регулировка подшипников - зазор и преднатяг
Подшипник не всегда имеет оптимальную жесткость, и чтобы добиться ее, требуется регулировка – установка требуемого зазора или преднатяга. Если в подшипнике или сборке присутствует люфт между наружным и внутренним кольцами, то следует говорить о внутреннем зазоре, который бывает радиальным и осевым, в зависимости от направления перемещения и измерения. Если люфта нет, то это либо нулевой зазор, либо отрицательный, что следует понимать как преднатяг – статическое усилие, с которым сжаты части подшипника.
Зазор в подшипнике после установки, как правило, уменьшается.
Также он уменьшается при работе из-за нагрева. Всё это следует
учитывать, чтобы получить нулевой зазор или требуемый преднатяг
подшипника в рабочих условиях.
Величина зазора характеризуется группой внутреннего зазора, по
мере возрастания, от C1 до C5, указываемой в суффиксе (кроме
нормального). Так, в радиальном шарикоподшипнике с отверстием 20
мм нормальный внутренний зазор составляет 5…20 мкм, а увеличенный
внутренний зазор C3 – от 13 до 28 мкм.
Регулировка радиально-упорных и упорных подшипников, шариковых и конических роликовых, которые устанавливаются парами или по несколько штук, производится с помощью резьбовой гайки или пружины. Кстати, пружина также помогает обеспечить минимальную загрузку подшипника в отсутствие внешней нагрузки.
Прецизионные радиально-упорные шарикоподшипники регулируются при изготовлении, а собираются при установке по отметкам на кольцах. В подшипниках универсального исполнения зазор и преднатяг обозначаются суффиксами, и их нужно правильно выбрать при закупке. Спаренные подшипники поставляются комплектом, согласованным по требованиям заказчика.
В небольших пределах регулировка подшипника происходит за счет
посадки. Это особенно важно для радиальных подшипников, которые не
регулируются иным способом. Чем посадка более тугая (как на вал,
так и в корпус), тем сильнее она сокращает зазор.
Подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые на коническую
шейку вала, либо через стяжную или закрепительную втулку, могут
регулироваться затяжкой стопорной гайки или, в случае метода
точного монтажа, давлением подачи масла в гидравлическую гайку.
Преднатяг линейных направляющих устанавливается при изготовлении,
если необходима повышенная жесткость при работе, и обычно
указывается в процентах от грузоподъемности.
Для измерения внутреннего зазора подшипников, особенно сферических
роликовых, предназначены специальные комплекты щупов:
729865 A
с 13 щупами длиной 100 мм и толщиной от 0,03 до 0,3 мм и
729865 B
с 29 щупами длиной 200 мм и толщиной от 0,05 до 1 мм.
АО «БЕРГ АБ» поставляет высококачественные импортные подшипники, принадлежности для их обслуживания и регулировки и другие промышленные компоненты.