Простейшим способом обеспечить поддержку во вращающемся узле
является взаимное скольжение прилегающих частей. На этой идее
основана конструкция подшипников скольжения. Есть несколько их
типов, различающихся особенностями устройства и работы, но общий
принцип одинаков и заключается в следующем. Исходя из того, что
необходимо обеспечить сопряжение вала и корпуса, между которыми
происходит взаимное вращение, следует выполнить соприкасающиеся
детали из специальных материалов с низким коэффициентом трения,
либо нанести на поверхности покрытие или пленку из таких
материалов.
Обычно подшипником скольжения считается вставка между валом и
корпусом, более точный термин в данном случае – втулка скольжения.
Это может быть и весь узел с трением через смазочный или
антифрикционный слой, отдельная металлическая часть которого
называется вкладыш скольжения.
Исторически первые подшипники скольжения появились очень давно,
предположительно, в одно время с колесом, и были сделаны из дерева
или камня. Когда появилась бронза, а затем и железо, для их
изготовления стали использовать эти металлы, и продолжают
использовать до сих пор. С эпохи промышленной революции началось
активное внедрение подшипников скольжения в производственном
оборудовании, и технологии их производства начали постепенно
развиваться. Современные подшипники скольжения являются
высокотехнологичными изделиями, в которых применяются новейшие
разработки, материалы и методы обработки.
Виды
Разнообразие видов подшипников скольжения определяет широкий
диапазон их характеристик, подходящий вариант можно найти
практически для любых условий работы. Так, например, существуют
подшипники скольжения для высоких температур и низких температур,
для очень быстрого или очень медленного вращения, и т.д.
Применение
Наиболее широко распространены металлические вкладыши и втулки
скольжения, изготовленные из стали, чугуна, бронзы, баббитов и
т.д. При установке в промышленном оборудовании, машинах и
агрегатах они обычно рассчитаны на работу со смазкой. Это может
быть как свободно нанесенная тонкая пленка консистентной смазки,
так и толстый слой масла, нагнетаемого под давлением. Подшипники
скольжения из металлов и сплавов, отличаются прочностью,
долговечностью и высокой грузоподъемностью.
Также широко применяются пластиковые втулки скольжения из простых
или специальных полимеров (например, фторопластов). Они легче
стальных подшипников.
Подшипники скольжения применяются практически везде, от подвижных
сочленений в различных конструкциях, до двигателей внутреннего
сгорания. Разумеется, чем тяжелее условия работы подшипника и выше
требования к нему, тем более сложным и дорогим он будет.
По сравнению с подшипниками качения подшипники скольжения проще по
конструкции и установке, меньше нуждаются в обслуживании (или
вообще не нуждаются), доступнее по цене. Их недостатками являются
больший момент трения, особенно начального, и меньшие скоростные
возможности.