Характеристики подшипников

Это параметры и их значения, позволяющие судить о пригодности подшипника для решения определенных задач и сравнивать разные подшипники друг с другом. Список характеристик подшипников регламентируется отраслевыми стандартами, а методики их определения общеприняты и подробно описаны. Технические параметры подшипников указываются производителями подшипников в каталогах, также их можно найти в нашем интернет-магазине на страницах товаров.

Характеристики подшипников

Тип подшипника

В зависимости от типа трения, подшипники делятся на подшипники качения и подшипники скольжения. Первые классифицируются по направлениям воспринимаемых нагрузок, виду тел качения и числу их рядов, а также специфическим конструктивным особенностям. Вторые классифицируются по направлениям воспринимаемых нагрузок, свойствам смазочного слоя и использованным материалам.

Размеры и масса

Основные размерные характеристики подшипников указываются в формате dxDxh, где d – диаметр отверстия, D – наружный диаметр, h – ширина. Все числа в мм. Иногда приводятся дополнительные размеры.

Масса указывается в килограммах или, для миниатюрных подшипников, в граммах.

Грузоподъемность

По природе бывает статической и динамической. По направлению бывает радиальной и осевой, в соответствии с направлением нагрузки. Статическая грузоподъемность – это нагрузка, при которой неподвижный подшипник начинает деформироваться.
Динамическая грузоподъемность – это нагрузка, при которой подшипник без износа отрабатывает базовый ресурс.

Ресурс

Базовый ресурс подшипника качения составляет 106 (миллион) оборотов. Номинальный ресурс рассчитывается по формуле в зависимости от соотношения действующей нагрузки и динамической грузоподъемности. Реальный ресурс зависит от множества факторов: температуры, смазывания, загрязнения, ударных нагрузок и т.д.

Трение

Момент трения характеризует сопротивление вращения подшипника и потери энергии в нем.

Скорость вращения

Номинальная частота вращения – та, при которой подшипник не перегревается.
Предельная частота вращения – та, при которой он не разрушается.

Точность и внутренний зазор

Есть множество размерных допусков по каждому габариту подшипника, а также допуски на точность вращения. Показатель, объединяющий эти допуски – класс точности.
Внутренний зазор – это люфт в подшипнике.

Уплотнения и сепараторы

Указывается наличие, материал, конструкция.

Обозначение

В закодированном виде содержит данные о типе, размерах и других основных технических характеристиках подшипника.

Радиальные подшипники

Обычно имеются в виду радиальные шарикоподшипники, но к данному типу можно отнести и цилиндрические роликоподшипники, и самоустанавливающиеся шариковые подшипники. В них тела качения располагаются в радиальном направлении относительно обойм, соответственно, они предназначены для нагрузки, направленной под прямым углом к валу.

Радиально-упорные подшипники

К данному типу обычно относят радиально-упорные шарикоподшипники и конические роликоподшипники. В однорядном исполнении они предназначены для радиальных нагрузок и осевых нагрузок одного направления, а двухрядном – для радиальных нагрузок и осевых нагрузок обоих направлений. Лучше всего они работают при комбинированной нагрузке, то есть сочетании радиальной и осевой.

Упорные подшипники

По типу тел качения бывают упорные подшипники шариковые и роликовые, а также игольчатые как разновидность роликовых. Используются для осевых нагрузок: одинарный упорный подшипник – для однонаправленных, двойной упорный подшипник – для двунаправленных.

Игольчатые подшипники

Радиальные, упорные и линейные игольчатые подшипники различных конструкций. Так как игольчатые ролики очень тонкие, можно добиться исключительной компактности, и поэтому игольчатые подшипники часто выпускаются в виде одного лишь сепаратора с иглами или еще с одним наружным кольцом. Одна или обе дорожки качения при этом располагаются прямо на валу и в корпусе.

Таблица с примерами размеров, грузоподъемностей и скоростей вращения подшипников качения

  • № п/п
    Обозначе­ние
    d, мм
    D, мм
    B, мм
    C, кН
    C0, кН
    Номиналь­ная частота враще­ния,
    об/мин
    Предель­ная частота враще­ния,
    об/мин