Подшипники печных вагонеток
В печах различного назначения – на металлургических и кирпичных заводах – используют вагонетки, в колесах которых установлены специальные подшипники для печей. В зависимости от условий работы, следует использовать наиболее подходящие высокотемпературные подшипники для печных вагонеток.
Традиционно, колеса обычных двухосевых вагонеток проектируются по независимой схеме со свободными колесами. Два радиальных шариковых подшипника колеса монтируются прямо на ось. Такая конструкция обеспечивает простой монтаж, демонтаж и осмотр. Деформация оси или тележки из-за нагрузки или перепадов температуры почти не влияет на свойства подшипника печной вагонетки.
Ступица с внешней стороны закрыта крышкой, с внутренней – уплотнением. Лучше всего подходят лабиринтные уплотнения; фетровые уплотнения неустойчивы к высоким температурам.
Лабиринтное уплотнение должно иметь достаточно большой радиальный зазор для совместимости с внутренним зазором подшипника. Допуски отверстия ступицы и шейки оси даны в таблице 1.
Чтобы избежать избыточных опрокидывающих усилий, например, при боковых нагрузках на тележку, рекомендуется отношение диаметра колеса к расстоянию между подшипниками (рис. 2). Независимая схема колес, с двумя подшипниками одинакового размера (рис. 3) обычно используется для печных вагонеток с нагрузкой на колесо до 30 кН. Для более высоких нагрузок и широкой колеи следует использовать конфигурацию с подшипниками разного размера, так как внутренний подшипник нагружается сильнее внешнего (рис. 4).
Кроме схемы с независимыми колесами, в печных вагонетках применяют буксы с внутренней или внешней стороны от колеса (рис. 5). В обеих конструкциях корпуса букс крепятся болтами к раме тележки. Для каждой колесной пары вагонетки нужно минимум 2 подшипника: один фиксирующий и один плавающий.
Буксовые подшипники печных вагонеток следует устанавливать аккуратно, чтобы они не получили преднатяга, который затруднит работу и создаст риск преждевременной поломки. Из-за изменения длины оси при перепадах температуры следует обеспечить возможность осевого перемещения плавающего подшипника в обоих направлениях.
Корпуса буксовых подшипниковых узлов подходят для использования в таких конфигурациях. При установке с внешней стороны колеса следует использовать колесо типа A (рис. 5) для конца оси, с крышкой. Тип B, для сквозной оси, следует использовать при установке с внутренней стороны колеса.
Стандартные фетровые уплотнения этих подшипников следует поменять на специальные ленты, обозначаемые FSB..., из высокотемпературного графитированного боросиликата алюминия. Допуски отверстия ступицы и шейки оси даны в таблице 1.
Таблица 1. Допуски отверстия ступицы и шейки оси
Применение | Допуск |
Свободные колеса | |
шейка оси | g6 |
отверстие ступицы | J7 |
Вращающаяся ось | |
шейка оси | j6 |
отверстие ступицы | H71 |
Для автоклавных вагонеток рекомендуется допуск D10 |
Пример применения подшипников для печей
Колеса печной вагонетки оснащены высокотемпературными радиальными
шариковыми подшипниками 2Z/VA208 с сегментным графитовым
сепаратором и защитными шайбами. Они способны нормально работать
при температурах +200…230 и даже до 350°C. Ресурс старых
подшипников составлял от 3 месяцев до года. Новые
высокотемпературные подшипники SKF работают в этих условиях более
4 лет. Известны случаи, когда в аналогичных применениях
долговечность достигает 12 лет. Это означает удешевление
подшипника за счет продления срока службы и отсутствия ремонта.
Высокотемпературные подшипники VA208 в интернет-магазине БЕРГ
АБ
Подшипники и подшипниковые узлы для высоких температур в
интернет-магазине БЕРГ АБ