На протяжении веков, блочно-талевые системы или более известные, как канатно-блочные системы, использовались для строительства множества известных сооружений, в том числе и при строительстве Колизея в Риме. Данные устройства также помогли целым поколениям студентов освоить основы механики, они даже встречаются в знаменитых технических эскизах Леонардо да Винчи.
Сегодня, когда дело касается подъема и перемещения тяжелых грузов, без этих простых систем тоже не обойтись. Однако, в современных системах, на смену физической силе людей для управления ими, пришли электромоторы, редукторы, стальные кабели вместо канатов, а также блоки, изготовленные из синтетических материалов или стали, а не дерева. Роликовые подшипники играют очень важную роль в работе этих последних кабельно-блочных систем.
Краны на гусеничном ходу
использовались для строительства и установки ветряной турбины в Куксхафене, Германия впервые. Новый гусеничный кран LR11350 компании Liebherr, имея максимальную высоту подъема 223 метра, задал новые стандарты грузоподъемности (до 1350 т).
LR11350, приводимый в движение шестицилиндровым турбодизельным двигателем, - это один из самых больших гусеничных кранов в мире. Принцип конструкции крана позволяет обеспечить экономичную и не вызывающую затруднений транспортировку элементов крана, а также быструю установку. Дизельный двигатель, гидравлические и электрические системы, кабина крана, транспортируются, как единый элемент конструкции. Благодаря различным стреловым системам кран LR 11350 допускает гибкое его использование как с деррик-системой, так и без нее.
В кабельных блоках крана LR11350 использовались цилиндрические роликовые подшипники. Подшипники SL04, предназначенные для тяжелых режимов работы, имеют внутренний диаметр 160 мм, внешний диаметр 220 мм и ширину 80 мм. Данные подшипники обеспечивают высокую грузоподъемность, длительный рабочий ресурс, и защищены антикоррозийным покрытием Corrotect. Это специально разработанное покрытие продлевает срок службы подшипников и противодействует, например, коррозии нижних уплотняющих кромок. В свою очередь, это снижает преждевременный износ кромок и проникновение грязи и жидкости в подшипник.
Большинство шкивов, используемых сегодня для подвижных подъемных кранов, включая краны на гусеничном ходу, производятся из синтетических материалов, таких как литьевые полиамиды. Данные материалы имеют требуемую эластичность, высокую износоустойчивость и надежность (даже при низких температурах), высокую стойкость к смазочным материалам, а также к зачастую агрессивным внешним условиям (например, погодным).
Когда выбираются подшипники для таких областей применения, необходимо принимать во внимание целый ряд конструктивных параметров, в том числе: будут ли это подшипники, не требующие технического обслуживания; насколько просто они устанавливаются; а так же их статическую и динамическую допускаемую нагрузку. Кроме того, из-за различного коэффициента расширения пластикового канатного шкива и стальных подшипников необходимо тщательно проверять и выбирать соразмерность подшипника и внутренний клиренс.
Крановые суда
В другом случае, подшипники SL04 (внутренним диаметром 200 мм, внешним 400 мм и шириной 160 мм) использовались на крановом судне или плавучем кране Hermod. Полупогружной плавучий кран Hermod, чей экипаж составляет более 300 человек, был сконструирован для работы в прибрежных районах, включая проекты по строительству мостов и монтаж нефтяных буровых платформ. Данные краны, используемые в тандеме, могут поднимать до 8100 тонн с рабочим радиусом 39 метров. Подшипники, помимо защитного покрытия из смазки Corrotect, также имеют специальные уплотнения, которые защищают подшипники от коррозии, вызываемой соленой водой, а также температурных колебаний.
Разводные мосты
В Нидерландах на разводном мосту Kampenbrug, длиной 400 метров и шириной 20 метров, используются позолоченные кабельные шкивы. Это обеспечило лучшую защиту от коррозии и ржавчины.
Двухрядные сферические роликовые подшипники с цилиндрическими отверстиями переносят невероятные нагрузки, оказываемые подвижной 30-ти метровой секцией моста, которая периодически поднимается и опускается в течение дня, для того чтобы пропустить корабли.
Серия бессепараторных цилиндрических роликовых подшипников SL04 с канавкой под пружинное кольцо, представляет собой двухрядную деталь, с прочными внутренними и внешними кольцами с ребрами, направляемыми по ребрам цилиндрическими роликами и уплотняющими кольцами подшипников. Внешние кольца имеют желобки для удержания колец. Внутренние кольца, разделены по оси, на 1мм шире внешних колец и связанны вместе завальцованной стальной перемычкой.
Благодаря канавке под пружинное кольцо, данные подшипники являются упорными, обеспечивающими высокую жесткость и поддерживающими осевое усилие в обоих направлениях, так же как и радиальное усилие. Бессепараторная конструкция (т.е. у этих подшипников максимально возможное количество роликов), означает, что изделия обеспечивает максимальную основную динамическую и статическую допустимую нагрузку.
Уплотняющие кольца с обеих сторон защищают работающую систему от загрязнения и попадания влаги. Цилиндрические роликовые подшипники смазаны консистентной смазкой на основе лития, которую можно сменить через наружное и внутренне кольцо. Наличие желобков на наружных кольцах обеспечивает легкую установку на ось, что делает их идеальными для применения в шкивах.