Новые радиально-упорные шариковые подшипники компании Schaeffler были специально разработаны для предотвращения
преждевременного выхода из строя шариковинтовых передач, работающих с небольшими ходами, особенно из-за ложного
бринеллирования.
Работа ШВП при небольших ходах может привести к быстрому отказу опорных подшипников из-за ложного
бринеллирования. Это происходит, когда истощается разделительная пленка смазки между элементами и
дорожками качения, например, из-за их недостаточного взаимного перемещения или слишком малых углов
вращения. В результате возникает непосредственный контакт между металлическими поверхностями,
приводящий к точечной фреттинг-коррозии. Далее, вибрации приводят к выкрашиванию оксидной пленки с
поверхности металла и попаданию частиц окислов в смазку. Со временем эти частицы наплавляются на
дорожки качения, что приводит к отказу подшипника и выходу из строя оборудования, на котором он
установлен.
В подшипниках для шариковинтовых передачах ложное бринеллирование происходит, если соответствующие
оси неподвижны или перемещаются незначительно, обычно, на расстояния не более 2 мм, в зависимости от
шага винта ШВП. Особенно это актуально для медицинского оборудования и на производстве литейных форм
из-за небольших размеров обрабатываемых изделий.
Новые комбинированные радиально-упорные подшипники Schaeffler серии ZKLF..-HC решают эту проблему.
В них используются керамические шарики, что позволяет устранить возможность соприкосновения металла
с металлом. Кроме того, возросла максимальная скорость и в три раза увеличился срок службы смазки.
Гибридные подшипники прежде не использовались в короткоходных шариковинтовых приводах, так как их
грузоподъемность примерно на треть меньше, чем у обычных подшипников. Из-за более высокого модуля
упругости керамики, площадь контакта дорожек качения и керамических шариков меньше по сравнению со
стальными, что приводит к увеличению давления при сопоставимых нагрузках. Однако реальная эксплуатация
показала, что срок их службы по крайней мере не меньше, чем у обыкновенных подшипников.
В результате, рабочие группы экспертов в области стандартов DIN решили устранить теоретическое
уменьшение динамической грузоподъемности при проведении расчетов. Таким образом, положительные
результаты применения гибридных подшипников привели к пересмотру метода расчета грузоподъемностей.
Несмотря на то, что статическая грузоподъемность по-прежнему снижается, это несущественно для
большинства опорных подшипников для ШВП. С учетом уменьшения эксплуатационных затрат, ничто более не
препятствует использованию гибридных подшипников для шариковинтовых пар.