Самоустанавливающиеся шариковые подшипники были изобретены в начале 20 века. Их отличает два ряда шариков и общая сферическая дорожка качения внутри наружного кольца. Вследствие этого подшипник невосприимчив к отклонению вала и может компенсировать несоосность вала относительно корпуса. В дополнение, самоустанавливающиеся подшипники отличаются меньшим трением относительно других типов подшипников качения, что позволяет им не нагреваться даже на высоких скоростях вращения.
Выпускаются самоустанавливающиеся шарикоподшипники с цилиндрическим отверстием, которые устанавливаются напрямую на вал, и с коническим отверстием, которые устанавливаются через втулку. Подшипники этого типа доступны в нескольких исполнениях: открытые базовой конструкции, с контактными уплотнениями с двух сторон, открытого типа с расширенным внутренним кольцом.