Устройство подшипников, типы подшипников
Подшипники позволяют достичь ровного движения с низким трением между двумя поверхностями. Движение может быть как вращательным, так и линейным. Линейные подшипники рассматриваются в разделе линейных направляющих.
![устройство подшипника устройство подшипника](pages/img/ustrojstvo_podshipnika.jpg)
Основные типы подшипников, используемых при вращательных движениях – подшипники скольжения и подшипники качения. Устройство подшипника каждого типа отличаю свойственные ему особенности, которые определяют применимость его в разных случаях.
Самый древний тип подшипников – это подшипники скольжения, которые
воспринимают нагрузку в процессе скольжения. В подшипниках качения
нагрузка действует на множество элементов качения, заключенных в
подшипнике. В обоих случаях для долгого срока службы подшипника
необходимо соответствующее смазывание. Обычно подшипники
скольжения стоят дешевле, чем подшипники качения таких же
размеров, но подшипники качения выдерживают большие нагрузки и
могут работать при более высоких скоростях.
Устройство подшипника скольжения не сложно – обычно это посаженный
наглухо цилиндр, чаще стационарный, который заключает в себе и
поддерживает движущийся элемент, который обычно называют валом.
Подшипники скольжения также называют втулками скольжения.
![подшипники скольжения подшипники скольжения](pages/img/skfbearingspb1.gif)
В подшипниках качения нагрузку принимают на себя элементы качения, это могут быть шарики или ролики. Доступны роликовые подшипники для работы с радиальной и осевой нагрузками или их комбинации. Эти подшипники состоят из одного или двух колец шариков или роликов, расположенных между внутренним и наружным кольцами, таким образом, мы получим однорядные или двухрядные подшипники. Дорожки качения на внутреннем и наружном кольце направляют тела качения. Сепаратор используется, чтобы элементы качения держались на равных расстояниях друг от друга. Между телами качения и дорожками качения может быть зазор, чтобы компенсировать расширение материала при нагревании.
![Радиальные шариковые подшипники Радиальные шариковые подшипники](pages/img/skfbearingsbb1.gif)
Подшипники, воспринимающие нагрузку, направление которой перпендикулярно оси называются радиальные. Подшипники, воспринимающие нагрузку, направленную параллельно оси называются упорными.
Типы подшипников
Классификация подшипников по типам на верхнем уровне базируется на виде трения – качения или скольжения. Подшипники качения делятся по типу тел качения на шариковые и роликовые. Шариковые подшипники бывают радиальными, упорными и радиально-упорными, в зависимости от нагрузки, для которой они предназначены. Роликовые подшипники классифицируются по форме роликов – цилиндрические, конические и т.д.
Подшипники качения
Обычно шариковые подшипники стоят дешевле, чем роликовые подшипники сходных размеров и обычно они используются для малых и незначительных нагрузок. У этих подшипников маленькая площадь контакта между дорожками и телами качения. Такая конструкция позволяет им работать на высоких скоростях с минимальным разрушением от усталости и меньшим нагревом, чем роликовые подшипники.
Радиальные шариковые подшипники
Два основных типа радиальных шариковых подшипников – это подшипники с канавкой для ввода шариков и подшипники без канавки.
Кроме того выпускаются специальные подшипники для специфических применений, например двухрядные подшипники, которые могут выдерживать более высокие радиальные нагрузки.
Другой тип – это самоустанавливающийся роликовый подшипник, позволяющий компенсировать несоосность между валом и корпусом.
Радиально-упорные подшипники
Эти подшипники созданы, чтобы выдерживать комбинированную нагрузку. Отношение радиальной и осевой нагрузки зависит от угла контакта между дорожками качения и осью подшипника.
![Радиально-упорные подшипники Радиально-упорные подшипники](pages/img/angularfig2.gif)
Упорные подшипники
Упорные подшипники главным образом принимают упорную нагрузку и обеспечивают осевое положение вала. Этот тип подшипников отличается от других тем, что расстояние между кольцами перпендикулярно оси вращения. Упорные подшипники обычно состоят из двух дорожек качения, плоских или с углублением для тел качения, которые разделяет сепаратор с телами качения.
![Упорные подшипники Упорные подшипники](pages/img/skfbearingssrb1.gif)
Роликовые подшипники
В роликовых подшипниках поверхность соприкосновения тел качения с внутренним и наружным кольцом больше, они в общем случае выдерживают большие нагрузки, чем сравнимые по размеру шариковые подшипники. Роликовые подшипники выдерживают нагрузки от средних до тяжелых и способны выдерживать ударные нагрузки. Они меньше подвержены деформации, чем шариковые подшипники, потому что давление на ролики при соприкосновении при равной нагрузке меньше из-за увеличенной зоны контакта.
Роликовые подшипники делятся на цилиндрические, игольчатые, сферические и конические.
Отдельно выделяют подшипниковые узлы, когда подшипник поставляется вмонтированным в корпус.
Более подробную информацию о каждом типе подшипников Вы можете найти в соответствующих разделах сайта.