Пластичные смазки SKF
и смазка для подшипников
Термины
Области применения
Карта выбора
Характеристики
Средства профилактики
Пищевые смазки
Смазка для высокоскоростных подшипников
Пластичные смазки для подшипников в интернет-магазине
Термины
Консистенция/пенетрация
Мера "густоты" пластичной смазки. Консистенцию пластичной смазки
классифицируют согласно классам NLGI (Национальный Институт
Пластичных Смазок США). Консистенция определяется пенетрацией
(глубиной погружения) стандартного конуса в исследуемую смазку при
температуре 25 C на пять секунд. Более "мягкие" смазки имеют
большую величину пенетрации. Пенетрация измеряется по 0.1 мм
шкале; Данный метод регламентирован стандартами DIN ISO 2137.
Температура каплепадения
Температура каплепадения - это температура, при которой пластичная
смазка начинает свободно стекать с образованием капель, измеряется
по стандарту DIN ISO 2176. Температура каплепадения не является
допустимой рабочей температурой пластичной смазки.
Температура плавления
Температура плавления - это температура, при которой пластичная
смазка переходит в жидкую фазу. Температура плавления обычно выше
температуры каплепадения.
Маслоотделение
Базовое масло пластичных смазок имеет склонность к отделению от
мыльной основы при длительном хранении либо при повышении
температуры. Степень маслоотделения зависит от типа загустителя,
типа базового масла и метода изготовления смазки. При испытаниях
определенное количество пластичной смазки помещается в специальный
сосуд, имеющий дно конической формы с отверстиями, под гнёт массой
100 г. Сосуд помещается в термостат с температурой 40°C на
одну неделю. После этого количество отделённого масла относится в
% к первоначальной массе смазки. Испытание на маслоотделение
регламентировано стандартом DIN 51 817.
Классификация пластичных смазок по консистенции NLGI
Класс NLGI | Пенетрация (0,1мм) | Состояние при комнатной температуре |
000 | 445-475 | Очень жидкая |
00 | 400-430 | Жидкая |
0 | 355-385 | Полужидкая |
1 | 310-340 | Очень мягкая |
2 | 265-295 | Мягкая |
3 | 220-250 | Полутвёрдая |
4 | 175-205 | Твёрдая |
5 | 130-160 | Очень твёрдая |
6 | 85-115 | Особо твёрдая |
Вязкость базового масла
Базовое масло - это масло, которое является основным компонентом
пластичной смазки и обеспечивает смазывание в рабочих условиях.
Вязкость - это сопротивление сдвигу слоев жидкости, обычно
характеризующееся кинематической вязкостью, которая определяется
как время, необходимое для вытекания определенного объема жидкости
через стандартное отверстие при заданной температуре.
Кинематическая вязкость смазочных масел обычно определяется при 40
°C, а иногда и при 100 °C в 1мм/2/с=сСт (Сантистокс).
Водостойкость
Водостойкость пластичных смазок измеряется согласно стандарту DIN
51 807 часть 1. Исследуемая смазка наносится на стеклянную
пластину, помещаемую в пробирку наполненную дистиллированной
водой. Пробирка помещается в водяную баню с заданной температурой
на три часа. Изменение вида смазки оценивается визуально по шкале
от 0 (изменений нет) до 3 (сильные изменения) при заданной
температуре.
Защита от коррозии
Пластичные смазки должны обеспечивать защиту металлических
поверхностей от коррозии. Антикоррозийные свойства пластичных
смазок определяются методом SKF Emcor, регламентированным
стандартом ISO 11007. При данном методе испытуемая смазка
смешивается с дистиллированной водой и помещается в подшипниковый
узел. Подшипник вращается в соответствии с циклом, чередующим
остановки с вращением с частотой 80 об/мин. По окончании цикла
испытания степень коррозии оценивается визуально по шкале от 0
(коррозии нет) до 5 (очень сильная коррозия). Метод испытания в
условиях повышенной сложности предполагает использование солёной
воды вместо дистиллированной. Дополнительное испытание - это тест
SKF на вымывание смазки дистиллированной водой в течении цикла
вращения подшипника. Процедура в этом случае не отличается от
стандартной, однако условия испытаний более тяжелые, что
предъявляет более высокие требования к антикоррозийным свойствам
пластичной смазки.
Долговечность пластичной смазки в подшипниках качения.
Машина для испытания смазки SKF R0F позволяет определять срок
службы и верхний температурный предел пластичных смазок. Десять
радиальных шарикоподшипников устанавливаются в пяти корпусах и
заполняются пластичной смазкой. Испытания проводятся при заданной
частоте вращения и температуре. Подшипники нагружаются
комбинированной (радиальной и осевой) нагрузкой и вращаются до
разрушения. По данным долговечности каждого подшипника строится
распределение Вейбулла и расчитывается срок службы смазки при
данной температуре. Результат испытаний используют при определении
интервалов повторного смазывания подшипников в заданных условиях
эксплуатации.
Механическая стабильность
Стабильность консистенции
Образец пластичной смазки помещается в пенетрометр и
осуществляется 100 000 погружений конуса. После этого измеряется
пенетрация пластичной смазки. Измерение пенетрации пластичной
смазки после 60 погружений и после 100 000 погружений измеряется в
10-1 мм.
Стабильность при перекатывании
Консистенция пластичных смазок при качении не должна изменяться в
течении всего срока службы подшипников. Оценку стабильности
консистенции при перекатывании проводят, помещая заданное
количество смазки в цилиндрический сосуд, внутрь которого помещают
ролик, соприкасающийся со стенкой сосуда, и, вращая ролик
осуществляют перекатывание в течении 2 часов при комнатной
температуре. Данный метод регламентирован стандартом ASTM D 1403.
SKF модифицировал эту методику, изменяя условия испытаний в
соответствии с условиями эксплуатации и увеличивая время испытания
до 72 или 100 часов при 80 или 100°C. После окончания
испытаний пластичная смазка охлаждается до комнатной температуры и
измеряется её пенетрация. Изменение пенетрации до и после
испытаний оценивается в 10-1 мм.
Испытания на машине SKF V2F
Пластичная смазка испытывается на механическую стабильность
следующим образом. Испытательная машина состоит из ж/д буксы,
подверженной ударной нагрузке от падающей массы с частотой 1 Гц,
создающей ускорение 12-15 g. Испытания проводятся на двух частотах
вращения - 500 и 1000 об/мин. Пластичная смазка вытекает из буксы
через лабиринтные уплотненияи и собирается в специальном лотке.
Если после 72 часов испытаний при 500 об/мин вытекло менее 50
грамм смазки, проводятся следующие 72 часа испытаний при 1000
об/мин. Если за время двойного испытания (72 часа при 500 об/мин и
72 часа при 1000 об/мин) вытекло не более 150 г пластичной смазки
- выставляется оценка "М". Если смазка выдержала только первую
часть испытаний (72 часа при 500 об/мин), но не выдержала вторую
часть -выставляется оценка "m". Если утечка составила более 50
грамм после 72 часов при 500 об/мин - выставляется оценка
"неудовлетворительно".
Сопротивление сдвигу
Под сопротивлением сдвига понимают максимальное напряжение сдвига,
которое может передаваться через пластичную смазку без смещения
слоёв. Так как пластичная смазка является полутвёрдым материалом,
в ней могут распространяться напряжения сдвига без смещения слоёв.
Данное свойство позволяет пластичной смазке удерживаться в любом
положении в подшипниках или корпусах. Этот параметр также важен
для прокачиваемости пластичных смазок через трубопроводы в
централизированных смазочных системах.
Стабильность сдвига
Способность смазки сопротивляться изменениям состава на протяжении
работы машины. Она определяется в лабораториях или с учетом опыта
эксплуатации смазки. Иногда эту величину называют стабильность
сдвига.
Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине.
Нагрузка сваривания на 4-х шариковой машине характеризует
антизадирные (EP-Extreme Pressure) свойства пластичной смазки.
Данный метод испытаний регламентирован стандартом DIN 5151 350/4.
Сущность способа заключается в следующем: Три стальных шарика
помещаются в чашку и смазываются исследуемой смазкой, а четвёртый
устанавливается сверху между ними; этот шарик вращается
относительно трех шариков с заданной скоростью. Нагрузка
увеличивается с определённым шагом до тех пор, пока вращающийся
шарик не приварится к трем неподвижным шарикам. Данное испытание
позволяет определить давление, характеризующее антизадирные
свойства пластичной смазки.
Загуститель
Загуститель - это каркас, в котором удерживаются базовое масло и
присадки, образуя пластичную смазку. Загуститель может быть
каким-либо мылом, либо другим веществом. Тип загустителя во многом
определяет свойства пластичной смазки. В качестве мыльных
загустителей применяются литиевые, кальциевые и алюминиевые мыла.
Немыльные загустители могут быть органическими, например
полимочевина и неорганическими - глина, силикагель.
Присадки
Присадки необходимы для придания пластичной смазке определённых
свойств, например, антиизносных, антикоррозийных, антифрикционных
и антизадирных - предотвращающих повреждения подшипников при
граничном и смешанном трении.
Смазочная способность
Испытательная машина SKF R2F позволяет оценивать работоспособность
при высоких температурах и смазочную способность пластичных
смазок, имитируя условия работы крупногабаритных подшипников.
Тесты проводятся в двух различных условиях: тест А при комнатной
температуре, а тест В при 120°C. Положительный результат
теста А означает, что пластичная смазка обеспечивает смазывание
крупногабаритных подшипников при нормальной температуре и малой
вибрации. Положительный результат теста В при 120°C означает,
что пластичная смазка обеспечивает смазывание крупногабаритных
подшипников и при повышенной температуре.