Надежность вращающихся машин и механизмов в значительной степени зависит от ресурса подшипников, и по приблизительным оценкам, 20% случаев
выходов из строя вращающегося оборудования вызваны поломкой подшипников. В свою очередь, среди поломок подшипников некоторые исследования
ставят на первое место загрязнение смазки, с долей в общем числе почти 50%. Поэтому совершенно ясна необходимость защиты подшипника от
загрязнений, если, конечно, ставится задача оптимального увеличения долговечности подшипников и увеличения средней наработки на отказ
тех устройств, где они установлены.
Предотвращение загрязнения смазки подшипников может быть обеспечено применением закрытых подшипников или
установкой дополнительных уплотнений подшипников. В любом случае, встроенные или отдельные защитные приспособления
подшипников необходимо подбирать с учетом ожидаемых условий работы, чтобы ненароком не снизить долговечность.
Ведущие специалисты в области применения подшипников рекомендуют использование лабиринтных уплотнений, которые позволяют защитить смазочное
вещество от загрязнения. Эти рекомендации основываются на результатах статистического моделирования и анализа эксплуатационных данных,
показывающих, что подходящее уплотнение служит не меньше расчетного ресурса подшипника, который оно защищает.
Ощутимый вклад в загрязнение масляной и консистентной смазки подшипников вносит процесс дыхания внутренней полости оборудования через уплотнение,
которое действует как сапун. Когда машина начинает вращаться, воздух и смазка внутри нее нагреваются, расширяются и, в какой-то степени, выходят
наружу через уплотнение (рис. 1). Но опасен обратный процесс, когда после остановки и охлаждения машины происходит всасывание из внешней среды во
внутреннюю полость (рис. 2). Для эффективной работы уплотнения должны обеспечивать и воздухообмен, и защиту подшипников от посторонних твердых
частиц и жидкостей.
На рисунке 3 показан результат попадания воды в подшипник автоклава непрерывного действия. Здесь, очевидно, не была обеспечена должная защита и
атмосферной влаги, проникшей внутрь подшипника, хватило для его поломки. Независимые исследования показали, что в некоторых случаях содержание
всего лишь 0,002% воды в смазке может в 2 раза сократить срок службы подшипника. Поэтому крайне важной задачей для инженеров по разработке и
эксплуатации промышленного оборудования является защита подшипников от загрязнений путем применения эффективных уплотнений.