Основные сведения о шариковых подшипниках

Содержание

1. Размеры
2. Допуски
3. Внутренний зазор
4. Перекос
5. Сепараторы
6. Примечание
7. Минимальная нагрузка
8. Осевая грузоподъемность
9. Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник
10. Эквивалентная статическая нагрузка на подшипник
11. Полезные ссылки

Размеры

Основные размеры подшипников, выпускаемых компанией SKF, соблюдаются в соответствии с международным стандартом ISO15:1998. Что же касается размеров стопорных колец и канавок под них, то данные параметры соответствуют стандарту ISO 464:1995.

Допуски

Стандартное исполнение радиальных шарикоподшипников компании SKF соответствует нормальному классу точности. Что же касается радиальных шарикоподшипников класса Explorer, то их исполнение еще более точное, чем у подшипников, имеющих нормальный класс точности ISO. Размеры подшипников SKF Explorer выдержаны в соответствии с классом точности Р6. Исключение составляют еще более строгие требования к размерам допусков по ширине, конкретные величины которых составляют:

  • Для подшипников, имеющих наружный диаметр 110 мм – 0/-60мкм;
  • Для подшипников, имеющих наружный диаметр более 110 мм – 0/-100.
  • Такой параметр, как точность вращения также зависит от размера шарикоподшипника и может соответствовать:
  • Для подшипников, имеющих наружный диаметр менее 52 мм – классу точности Р5;
  • Для подшипников, имеющих наружный диаметр 52-110 мм – классу точности Р6;
  • Для подшипников, имеющих наружный диаметр более 110 мм – нормальному классу точности.

При условии предъявления особых требований к точности размеров радиальных шарикоподшипников, компанией SKF могут поставляться определенные типы подшипников, размеры которых полностью соответствуют спецификациям классов точности Р5 либо Р6. Все условия таких поставок оговариваются индивидуально с заказчиком.

Внутренний зазор

Стандартное исполнение однорядных радиальных шарикоподшипников подразумевает нормальный радиальный внутренний зазор. Однако многие типоразмеры шарикоподшипников могут принадлежать к группе С3, что соответствует увеличенному радиальному внутреннему зазору. Возможен вариант поставки некоторых типоразмеров подшипников, имеющих уменьшенный зазор (группа С2) либо увеличенный (группа С4 или С5). Также компания SKF производит радиальные шарикоподшипники, имеющие нестандартные допуски внутреннего зазора – смещенные либо суженные. Ввиду того, что такие параметры не соответствуют стандартам, то диапазон предельных значений несколько уже, чем при нормальных зазорах. Таким образом, специальные зазоры могут частично перекрывать допуски зазоров соседних групп. В соответствии с требованиями заказчика, возможен вариант изготовления радиальных шарикоподшипников, имеющих нестандартный внутренний зазор.

В таблице 4 отображены значения радиальных внутренних зазоров, соответствующие стандарту ISO 5753:1991:

Таблица 4: Радиальный внутренний зазор радиальных шарикоподшипников
Диаметр отверстия, мм Радиальный внутренний зазор, мкм
d C2 Нормальный C3 C4 C5
более включая мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс.
- - - 6 0 7 2 13 8 23 - -
6 10 0 7 2 13 8 23 14 29 20 37
10 18 0 9 3 18 11 25 18 33 25 45
18 24 0 10 5 20 13 28 20 36 28 48
24 30 1 11 5 20 13 28 23 41 30 53
30 40 1 11 6 20 15 33 28 46 40 64
40 50 1 11 6 23 18 36 30 51 45 73
50 65 1 15 8 28 23 43 38 61 55 90
65 80 1 15 10 30 25 51 46 71 65 105
80 100 1 18 12 36 30 58 53 84 75 120
100 120 2 20 15 41 36 66 61 97 90 140
120 140 2 23 18 48 41 81 71 114 105 160
140 160 2 23 18 53 46 91 81 130 120 180
160 180 2 25 20 61 53 102 91 147 135 200
180 200 2 30 25 71 63 117 107 163 150 230
200 225 4 32 28 82 73 132 120 187 175 255
225 250 4 36 31 92 87 152 140 217 205 290
250 280 4 39 36 97 97 162 152 237 255 320
280 315 8 45 42 110 110 180 175 260 260 360
315 355 8 50 50 120 120 200 200 290 290 405
355 400 8 60 60 140 140 230 230 330 330 460
400 450 10 70 70 160 160 260 260 370 370 520
450 500 10 80 80 180 180 290 290 410 410 570
500 560 20 90 90 200 200 320 320 460 460 630
560 630 20 100 100 220 220 350 350 510 510 700
630 710 30 120 120 250 250 390 390 560 560 780
710 800 30 130 130 280 280 440 440 620 620 860
800 900 30 150 150 310 310 490 490 690 690 960
900 1 000 40 160 160 340 340 540 540 760 760 1 040
1 000 1 120 40 170 170 370 370 590 590 840 840 1 120
1 120 1 250 40 180 180 400 400 640 640 910 910 1 220
1 250 1 400 60 210 210 440 440 700 700 1 000 1 000 1 340
1 400 1 600 60 230 230 480 480 770 770 1 100 1 100 1 470
1 600 1 800 60 250 250 520 520 830 830 1 220 1 220 1 650

Значения внутренних зазоров действительны для радиальных шарикоподшипников и соответствуют нулевой измерительной нагрузке и сняты в домонтажном состоянии.

Перекос

Способность компенсировать перекос у однорядных радиальных шарикоподшипников весьма ограничена. Ниже приведены основные факторы, влияющие на допустимый угловой перекос между кольцами шарикоподшипника (внутренним и наружным), при котором не возникает чрезмерно высоких дополнительных напряжений:

  • Размер самого подшипника;
  • Эксплуатационный внутренний радиальный зазор шарикоподшипника;
  • Моменты и силы, оказывающие воздействие на подшипник;
  • Внутренняя конструкция радиального шарикоподшипника.

Указать точные значения величин перекосов не представляется возможным, ведь вышеуказанные факторы весьма сложно взаимосвязаны между собой. Но нормальные условия эксплуатации позволяют обозначить ориентировочную величину допустимых величин перекосов, ее размер составляет 2-10 угловых минут. Также необходимо принимать во внимание тот факт, что малейший перекос существенно сокращает эксплуатационный период подшипника и сопровождается значительным повышением уровня шума.

Сепараторы

На рисунке 9 приведены различные типы сепараторов, которыми, в зависимости от серии, размеров и конструкции, могут оснащаться стандартные однорядные радиальные шарикоподшипники:

сепараторы подшипников. 9а - штампованный сепаратор, центрируемый по шарикам (суффикс обозначения Y). 9b - штампованный и клепанный сепаратор, центрируемый по шарикам (суффикс обозначения Y). 9с - сепаратор обработанный механически, центрируемый по шарикам или по наружному кольцу (суффикс обозначения МА). 9d - литой сепаратор, центрируемый по шарикам из стеклонаполненного полиамида 6,6 (суффикс обозначения TN9)
  • На рис. 9(а) представлен штампованный сепаратор, центрируемый по шарикам. Материал исполнения – сталь (не имеет суффикса в обозначении) либо латунь (суффикс обозначения Y).
  • На рис. 9(b) представлен штампованный и клепанный сепаратор, центрируемый по шарикам. Материал исполнения – сталь (не имеет суффикса в обозначении) либо латунь (суффикс обозначения Y).
  • На рис. 9(с) представлены сепараторы: обработанный механически, центрируемый по шарикам, материал – латунь. Обработанный механически, центрируемый по наружному кольцу, материал – латунь (суффикс обозначения МА);
  • На рис. 9(d) представлен литой сепаратор, центрируемый по шарикам. Материал исполнения – стеклонаполненный полиамид 6,6 (суффикс обозначения TN9).

Стандартные подшипники со штампованными сепараторами могут также поставляться и с латунными, механически обработанными сепараторами. Возможно также изготовление из полиамида. Сепараторы, изготовленные из стеклонаполненного полиэфирэфиркетона РЕЕК (суффикс обозначения TNH) либо из полиамида 4,6 рекомендованы к применению при работе в высокотемпературной среде. Вопросы, связанные с наличием и поставкой подшипников, оснащенных вышеупомянутыми сепараторами, дополнительно оговариваются с заказчиком.

Примечание

Расчетная рабочая температура радиальных шарикоподшипников, оснащенных сепараторами из полиамида 6,6, составляет +120°С. Некоторые синтетические масла и пластичные смазки, а также другие смазочные материалы с повышенной долей антизадирных присадок могут несколько отражаться на свойствах сепараторов. Однако вышеупомянутые смазочные материалы применяются лишь при эксплуатации подшипников при высоких температурах. В остальных же случаях, применяются обычные смазочные материалы, не оказывают отрицательного воздействия на свойства сепараторов.

Что же касается тяжело нагруженных подшипниковых узлов, которые подвержены работе в экстремальных условиях, то для них наиболее подходящими будут радиальные шарикоподшипники, оснащенные штампованными стальными либо механически обработанными латунными сепараторами – таковы рекомендации специалистов компании SKF.

Раздел «Материалы сепараторов» наиболее полно отображает сведения о назначении и устойчивости к температурному воздействию сепараторов.

Минимальная нагрузка

Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы радиальных шарикоподшипников. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и шариков, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание шариков подшипника по дорожке качения.

Ниже приведена формула, по которой определяется минимально-необходимая радиальная нагрузка, которая должна воздействовать на радиальные шарикоподшипники:

Формула расчета радиальная нагрузка подшипников
Формула расчета радиальная нагрузка подшипников

Frm – величина минимальной радиальной нагрузки, измеряемая в кН;
кr – коэффициент минимальной радиальной нагрузки, определяется из таблицы подшипников;
υ – вязкость, которую имеет масло при рабочей температуре, измеряется в мм2/с;
n – частота вращения, измеряемая в об/мин;
dm=0,5(d+D) – средний размер шарикоподшипника, измеряется в мм.

В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник. Осевой предварительный натяг в радиальных шарикоподшипниках может быть создан регулировкой взаимного расположения колец подшипника (внутреннего и наружного). Также осевой предварительный натяг может быть отрегулирован пружиной.

Осевая грузоподъемность

В случае, когда радиальные шарикоподшипники подвержены воздействию лишь осевой нагрузки, ее величина должна составлять не более 0,5 С0. Для радиальных шарикоподшипников, диаметр отверстия которых не превышает 12 мм, а также подшипников, имеющих диаметральные серии 8, 9, 0 и 1, величина осевой нагрузки не должна превышать 0,25 С0. Осевые нагрузки, превышающие допустимые пределы, могут стать причиной быстрого выхода из строя радиальных шарикоподшипников.

Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник

P=Fr когда Fa/ Fr≤e
P=XFr+Y Fa когда Fa/ Fr>e

e, Х и Y – коэффициенты, зависящие от отношения f0Fa/C0.
F0 – расчетный коэффициент, определяемый по таблице подшипников;
Fa – осевая составляющая нагрузки;
C0 – грузоподъемность (статическая).

Отметим, что все коэффициенты находятся в зависимости от внутреннего радиального зазора и чем больше его величина, тем большую осевую нагрузку способен выдерживать подшипник.

В таблице 5 представлены значения величин е, Х и Y, которые применяются для вычисления эквивалентной нагрузки:

Таблица 5: Расчётные коэффициенты однорядных радиальных шарикоподшипников, одиночных или спаренных по схеме тандем
f0 Fa/ C0 Зазор нормальный Зазор C3 Зазор C4
e X Y e X Y e X Y
0,172 0,19 0,56 2,30 0,29 0,46 1,88 0,38 0,44 1,47
0,345 0,22 0,56 1,99 0,32 0,46 1,71 0,40 0,44 1,40
0,689 0,26 0,56 1,71 0,36 0,46 1,52 0,43 0,44 1,30
1,03 0,28 0,56 1,55 0,38 0,46 1,41 0,46 0,44 1,23
1,38 0,30 0,56 1,45 0,40 0,46 1,34 0,47 0,44 1,19
2,07 0,34 0,56 1,31 0,44 0,46 1,23 0,50 0,44 1,12
3,45 0,38 0,56 1,15 0,49 0,46 1,10 0,55 0,44 1,02
5,17 0,42 0,56 1,04 0,54 0,46 1,01 0,56 0,44 1,00
6,89 0,44 0,56 1,00 0,54 0,46 1,00 0,56 0,44 1,00

В этой таблице представлены величины, действительные при условии, что монтаж радиальных шарикоподшипников осуществляется с обычными посадками в соответствии с рекомендациями. Если же заранее известно либо предполагается уменьшение начального зазора в процессе эксплуатации и, следовательно, начальный зазор берется больше нормального, то необходимо руководствоваться величинами, которые соответствуют нормальному зазору.

Эквивалентная статическая нагрузка на подшипник

P0=0,6Fr+0,5Fa
Если P0 < Fr, принимается P0=Fr


Полезные ссылки

Карта раздела
Однорядные радиальные шариковые подшипники
Конструкция
Подшипники SKF класса Explorer
Подшипники - основные сведения
Дополнительные обозначения

Радиальные шариковые подшипники в интернет-магазине