Спаренные конические роликовые
подшипники - основные
сведения
Содержание
1. Размеры
2. Допуски
3. Внутренний осевой зазор
4. Перекос
5. Сепараторы
6. Минимальная нагрузка
7. Эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на
подшипник
8. Эквивалентная статическая нагрузка, действующая на
подшипник
9. Дополнительные обозначения
10. Полезные ссылки
Размеры
Величины основных размеров каждого из подшипников, находящегося в паре, выполнены в соответствии со стандартом ISO 355:1977.
Допуски
Также как и допуски каждого подшипника, допуски согласованных подшипниковых пар выполнены по нормальному классу точности. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) представлены конкретные размеры допусков нормального класса точности, которые отвечают требованиям стандарта ISO 492:2002.
В таблице 1 обозначены допуски на общую ширину комплекта, которые не отвечают требования каких-либо международных стандартов. Обозначение ΔTsD говорит о том, на сколько общая ширина пары отклонена от номинального размера.
Диаметр отверстия, d, мм | Допуск общей ширины, мкм | ΔTsD, спаренных подшипников серии | |||||||||||
329 | 320 X | 330 | 331, 302, 322, 332 | 303, 323 | 313 (X) | ||||||||
свыше | до | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн |
- | 30 | - | - | +550 | +100 | - | - | +550 | +100 | +600 | +150 | +500 | +50 |
30 | 40 | - | - | +550 | +100 | - | - | +600 | +150 | +600 | +150 | +550 | +50 |
40 | 50 | - | - | +600 | +150 | - | - | +600 | +200 | +600 | +200 | +550 | +50 |
50 | 65 | - | - | +600 | +150 | - | - | +600 | +200 | +650 | +200 | +550 | +100 |
65 | 80 | - | - | +600 | +200 | - | - | +650 | +200 | +700 | +200 | +600 | +100 |
80 | 100 | +750 | -150 | +650 | -250 | +800 | -50 | +700 | -200 | +700 | -100 | +600 | -300 |
100 | 120 | +750 | -150 | +700 | -200 | +800 | -100 | +700 | -200 | +750 | -150 | +600 | -300 |
120 | 140 | +1100 | -200 | +1000 | -300 | +1100 | -200 | +1000 | -300 | +1100 | -200 | +950 | -350 |
140 | 160 | +1150 | -150 | +1050 | -250 | +1100 | -200 | +1050 | -250 | +1150 | -150 | +950 | -350 |
160 | 180 | +1150 | -150 | +1100 | -200 | - | - | +1100 | -200 | +1150 | -150 | - | - |
180 | 190 | +1150 | -150 | +1100 | -200 | - | - | +1100 | -200 | +1200 | -100 | - | - |
190 | 200 | +1150 | -150 | +1100 | -200 | - | - | +1100 | -200 | +1200 | -100 | - | - |
200 | 225 | +1200 | -100 | +1150 | -150 | - | - | +1150 | -150 | +1250 | -50 | - | - |
225 | 250 | +1200 | -100 | +1200 | -100 | - | - | +1200 | -100 | +1300 | 0 | - | - |
250 | 280 | +1300 | 0 | +1250 | -50 | - | - | +1250 | -50 | - | - | - | - |
280 | 300 | +1400 | +100 | +1300 | 0 | - | - | +1300 | 0 | - | - | - | - |
300 | 315 | +1400 | +100 | +1350 | +50 | - | - | +1350 | +50 | - | - | - | - |
315 | 340 | +1500 | -200 | +1450 | -250 | - | - | +1450 | +200 | - | - | - | - |
Внутренний осевой зазор
В таблице 2 указаны величины осевых зазоров, характерные комплектов, состоящих из стандартных подшипников с метрическими размерами. Величины, представленные в таблицах, характерны для спаренных подшипников, которые еще не установлены и нагрузка на которые близка к нулевой:
- Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых D≤90 мм – 0,1 кН;
- Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых 90≤D≤240 мм – 0,3 кН;
- Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых D≤240 мм – 0,5 кН.
Диаметр отверстия, d, мм | Осевой внутренний зазор спаренных подшипников серии, мкм | ||||||||||||
329 | 320 X | 330 | 331, 302, 322, 332 | 303, 323 | 313 (X) | ||||||||
свыше | до | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн | верх | нижн |
- | 30 | - | - | 80 | 120 | - | - | 100 | 140 | 130 | 170 | 60 | 100 |
30 | 40 | - | - | 100 | 140 | - | - | 120 | 160 | 140 | 180 | 70 | 110 |
40 | 50 | - | - | 120 | 160 | 180 | 220 | 140 | 180 | 160 | 200 | 80 | 120 |
50 | 65 | - | - | 140 | 180 | 200 | 240 | 160 | 200 | 180 | 220 | 100 | 140 |
65 | 80 | - | - | 160 | 200 | 250 | 290 | 180 | 220 | 200 | 260 | 110 | 170 |
80 | 100 | 270 | 310 | 190 | 230 | 350 | 390 | 210 | 270 | 240 | 300 | 110 | 170 |
100 | 120 | 270 | 330 | 220 | 280 | 340 | 400 | 220 | 280 | 280 | 340 | 130 | 190 |
120 | 140 | 310 | 370 | 240 | 300 | 340 | 400 | 240 | 300 | 330 | 390 | 160 | 220 |
140 | 160 | 370 | 430 | 270 | 330 | 340 | 400 | 270 | 330 | 370 | 430 | 180 | 240 |
160 | 180 | 370 | 430 | 310 | 370 | - | - | 310 | 370 | 390 | 450 | - | - |
180 | 190 | 370 | 430 | 340 | 400 | - | - | 340 | 400 | 440 | 500 | - | - |
190 | 200 | 390 | 450 | 340 | 400 | - | - | 340 | 400 | 440 | 500 | - | - |
200 | 225 | 440 | 500 | 390 | 450 | - | - | 390 | 450 | 490 | 550 | - | - |
225 | 250 | 440 | 500 | 440 | 500 | - | - | 440 | 500 | 540 | 600 | - | - |
250 | 280 | 540 | 600 | 490 | 550 | - | - | 490 | 550 | - | - | - | - |
280 | 300 | 640 | 700 | 540 | 600 | - | - | 540 | 600 | - | - | - | - |
300 | 315 | 640 | 700 | 590 | 650 | - | - | 590 | 650 | - | - | - | - |
Для спаренных подшипников с нестандартным зазором характерен суффикс обозначения С, за которым, как правило, находится 2-х или 3-х значное число, которое указывает величину среднего осевого зазора в мкм. Однако диапазон максимальных значений для специального зазора находится в соответствии со стандартным диапазоном зазора. К примеру, если средний внутренний осевой зазор подшипника 32232 равен 230 мкм, то его зазор находится в интервале 200-260 мкм.
Перекос
Компенсация любого относительного перекоса наружных и внутренних колец может быть осуществлена лишь посредством силы, образующейся между дорожками качения и роликами. Не следует допускать воздействие значительных перекосов, приводящих к повышенным напряжениям в теле подшипника. Если же, по каким либо причинам, не удается избежать перекоса, в соответствии с рекомендациями специалистов компании SKF, лучше применять Х – образную схему установки, отличающуюся меньшей жесткостью
Сепараторы
Все однорядные конические роликоподшипники, входящие в состав спаренных комплектов, оснащаются штампованными сепараторами, центрируемые по шарикам, оконного типа. Материал их исполнения – сталь. Данный сепаратор изображен на рисунке 3:
Минимальная нагрузка
Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы однорядных конических роликоподшипников. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и роликов, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание роликов подшипника по дорожке качения.
Ниже приведена формула, по которой определяется
минимально-необходимая радиальная нагрузка, которая должна
воздействовать на однорядные конические роликоподшипники:
Frm=0,02C
Следующая формула соответствует подшипникам класса Explorer,
выпускаемых компанией SKF:
Frm=0,017C
Frm – величина минимальной радиальной нагрузки, измеряемая в кН;
С – величина базовой динамической грузоподъемности, определяется
из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) ,
измеряется в кН.
В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник.
Эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на подшипник
Ниже приведены формулы определения динамической нагрузки,
действующей на подшипники, расположенные по Х – образной и О –
образной схемам:
P=Fr+Y1Fa когда Fa/Fr≤e
P=0,67Fr+Y2Fa когда Fa/Fr>e
Если подшипники установлены по схеме тандем, то формула имеет
следующий вид:
P=Fr когда Fa/Fr≤e
P=0,4Fr+YFa когда Fa/Fr>e
Fr и Fa – силы, которые воздействуют на согласованную пару подшипников. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны значения расчетных коэффициентов: e, Y, Y1, Y2.
Эквивалентная статическая нагрузка, действующая на подшипник
Ниже приведены формулы определения статической нагрузки,
действующей на подшипники, расположенные по Х – образной и О –
образной схемам:
P0=Fr+Y0Fa
Если подшипники установлены по схеме тандем, то формула имеет
следующий вид:
P0=0,5Fr+Y0Fa
При условии, что Р0≤Fr, принимаем Р0≤Fr. Fr и Fa – силы, которые воздействуют на согласованную пару подшипников. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны значения расчетных коэффициентов: Y0.
Дополнительные обозначения
Некоторые характеристики спаренных однорядных конических
роликоподшипников, производимых компанией SKF, в своем
обозначении имеют суффиксы, список и значение которых приведены
ниже:
CL7C – особое качество подшипников, используемых в опорах
ведущих конических шестерен.
С… - специальный зазор. За цифрой следует 2 либо 3 символа,
которые говорят о величине среднего внутреннего осевого зазора,
выраженном в мкм.
DB – однорядные конические роликоподшипники, парная установка
которых осуществлена по О – образной схеме. Следующие за буквами
цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных
колец.
DF – однорядные конические роликоподшипники, парная установка
которых осуществлена по X – образной схеме. Следующие за буквами
цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных
колец.
DT – однорядные конические роликоподшипники, парная установка
которых осуществлена по схеме «тандем». Следующие за буквами
цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных
колец.
НА1 - материал исполнения внутреннего и наружного колец –
цементируемая сталь.
НА3 – материал исполнения внутреннего кольца – цементируемая
сталь.
J – сепаратор штампованный, центрированный по шарикам. Материал
исполнения – сталь.
Q – качество обработки поверхностей и геометрия контакта –
оптимизированы.
Т – данный суффикс применяется с определенным числом и указывает
на общую ширину согласованной пары, выполненной по О – образной
или «тандем» схемам.
X – основные размеры выполнены в соответствии с требованиями
стандарта ISO.
Полезные ссылки
Карта раздела
Конические роликовые подшипники
Согласованные пары подшипников
Подшипники - основные сведения
Посадки спаренных подшипников
Определение нагрузки, действующей на спаренные подшипники
Конические роликоподшипники в интернет-магазине