Спаренные конические роликовые
подшипники - основные сведения

Содержание

1. Размеры
2. Допуски
3. Внутренний осевой зазор
4. Перекос
5. Сепараторы
6. Минимальная нагрузка
7. Эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на подшипник
8. Эквивалентная статическая нагрузка, действующая на подшипник
9. Дополнительные обозначения
10. Полезные ссылки

Размеры

Величины основных размеров каждого из подшипников, находящегося в паре, выполнены в соответствии со стандартом ISO 355:1977.

Допуски

Также как и допуски каждого подшипника, допуски согласованных подшипниковых пар выполнены по нормальному классу точности. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) представлены конкретные размеры допусков нормального класса точности, которые отвечают требованиям стандарта ISO 492:2002.

В таблице 1 обозначены допуски на общую ширину комплекта, которые не отвечают требования каких-либо международных стандартов. Обозначение ΔTsD говорит о том, на сколько общая ширина пары отклонена от номинального размера.

Таблица 1: Величины допусков общей ширины спаренных однорядных конических роликоподшипников с метрическими размерами
Диаметр отверстия, d, мм Допуск общей ширины, мкм ΔTsD, спаренных подшипников серии
329 320 X 330 331, 302, 322, 332 303, 323 313 (X)
свыше до верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн
- 30 - - +550 +100 - - +550 +100 +600 +150 +500 +50
30 40 - - +550 +100 - - +600 +150 +600 +150 +550 +50
40 50 - - +600 +150 - - +600 +200 +600 +200 +550 +50
50 65 - - +600 +150 - - +600 +200 +650 +200 +550 +100
65 80 - - +600 +200 - - +650 +200 +700 +200 +600 +100
80 100 +750 -150 +650 -250 +800 -50 +700 -200 +700 -100 +600 -300
100 120 +750 -150 +700 -200 +800 -100 +700 -200 +750 -150 +600 -300
120 140 +1100 -200 +1000 -300 +1100 -200 +1000 -300 +1100 -200 +950 -350
140 160 +1150 -150 +1050 -250 +1100 -200 +1050 -250 +1150 -150 +950 -350
160 180 +1150 -150 +1100 -200 - - +1100 -200 +1150 -150 - -
180 190 +1150 -150 +1100 -200 - - +1100 -200 +1200 -100 - -
190 200 +1150 -150 +1100 -200 - - +1100 -200 +1200 -100 - -
200 225 +1200 -100 +1150 -150 - - +1150 -150 +1250 -50 - -
225 250 +1200 -100 +1200 -100 - - +1200 -100 +1300 0 - -
250 280 +1300 0 +1250 -50 - - +1250 -50 - - - -
280 300 +1400 +100 +1300 0 - - +1300 0 - - - -
300 315 +1400 +100 +1350 +50 - - +1350 +50 - - - -
315 340 +1500 -200 +1450 -250 - - +1450 +200 - - - -

Внутренний осевой зазор

В таблице 2 указаны величины осевых зазоров, характерные комплектов, состоящих из стандартных подшипников с метрическими размерами. Величины, представленные в таблицах, характерны для спаренных подшипников, которые еще не установлены и нагрузка на которые близка к нулевой:

  • Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых D≤90 мм – 0,1 кН;
  • Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых 90≤D≤240 мм – 0,3 кН;
  • Применительно к подшипникам, наружный диаметр которых D≤240 мм – 0,5 кН.
Внутренний зазор спаренных однорядных конических роликоподшипников
Внутренний зазор спаренных однорядных конических роликоподшипников
Таблица 2: Величины осевого внутреннего зазора спаренных однорядных конических роликоподшипников с метрическими размерами
Диаметр отверстия, d, мм Осевой внутренний зазор спаренных подшипников серии, мкм
329 320 X 330 331, 302, 322, 332 303, 323 313 (X)
свыше до верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн верх нижн
- 30 - - 80 120 - - 100 140 130 170 60 100
30 40 - - 100 140 - - 120 160 140 180 70 110
40 50 - - 120 160 180 220 140 180 160 200 80 120
50 65 - - 140 180 200 240 160 200 180 220 100 140
65 80 - - 160 200 250 290 180 220 200 260 110 170
80 100 270 310 190 230 350 390 210 270 240 300 110 170
100 120 270 330 220 280 340 400 220 280 280 340 130 190
120 140 310 370 240 300 340 400 240 300 330 390 160 220
140 160 370 430 270 330 340 400 270 330 370 430 180 240
160 180 370 430 310 370 - - 310 370 390 450 - -
180 190 370 430 340 400 - - 340 400 440 500 - -
190 200 390 450 340 400 - - 340 400 440 500 - -
200 225 440 500 390 450 - - 390 450 490 550 - -
225 250 440 500 440 500 - - 440 500 540 600 - -
250 280 540 600 490 550 - - 490 550 - - - -
280 300 640 700 540 600 - - 540 600 - - - -
300 315 640 700 590 650 - - 590 650 - - - -

Для спаренных подшипников с нестандартным зазором характерен суффикс обозначения С, за которым, как правило, находится 2-х или 3-х значное число, которое указывает величину среднего осевого зазора в мкм. Однако диапазон максимальных значений для специального зазора находится в соответствии со стандартным диапазоном зазора. К примеру, если средний внутренний осевой зазор подшипника 32232 равен 230 мкм, то его зазор находится в интервале 200-260 мкм.

Перекос

Компенсация любого относительного перекоса наружных и внутренних колец может быть осуществлена лишь посредством силы, образующейся между дорожками качения и роликами. Не следует допускать воздействие значительных перекосов, приводящих к повышенным напряжениям в теле подшипника. Если же, по каким либо причинам, не удается избежать перекоса, в соответствии с рекомендациями специалистов компании SKF, лучше применять Х – образную схему установки, отличающуюся меньшей жесткостью

Сепараторы

Все однорядные конические роликоподшипники, входящие в состав спаренных комплектов, оснащаются штампованными сепараторами, центрируемые по шарикам, оконного типа. Материал их исполнения – сталь. Данный сепаратор изображен на рисунке 3:

Штампованный сепаратор конического роликоподшипника (в т.ч. в составе спаренных комплектов) центрируемый по шарикам, оконного типа. Материал их исполнения – сталь

Минимальная нагрузка

Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы однорядных конических роликоподшипников. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и роликов, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание роликов подшипника по дорожке качения.

Ниже приведена формула, по которой определяется минимально-необходимая радиальная нагрузка, которая должна воздействовать на однорядные конические роликоподшипники:
Frm=0,02C

Следующая формула соответствует подшипникам класса Explorer, выпускаемых компанией SKF:
Frm=0,017C
Frm – величина минимальной радиальной нагрузки, измеряемая в кН;
С – величина базовой динамической грузоподъемности, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) , измеряется в кН.

В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник.

Эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на подшипник

Ниже приведены формулы определения динамической нагрузки, действующей на подшипники, расположенные по Х – образной и О – образной схемам:
P=Fr+Y1Fa когда Fa/Fr≤e
P=0,67Fr+Y2Fa когда Fa/Fr>e

Если подшипники установлены по схеме тандем, то формула имеет следующий вид:
P=Fr когда Fa/Fr≤e
P=0,4Fr+YFa когда Fa/Fr>e

Fr и Fa – силы, которые воздействуют на согласованную пару подшипников. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны значения расчетных коэффициентов: e, Y, Y1, Y2.

Эквивалентная статическая нагрузка, действующая на подшипник

Ниже приведены формулы определения статической нагрузки, действующей на подшипники, расположенные по Х – образной и О – образной схемам:
P0=Fr+Y0Fa

Если подшипники установлены по схеме тандем, то формула имеет следующий вид:
P0=0,5Fr+Y0Fa

При условии, что Р0≤Fr, принимаем Р0≤Fr. Fr и Fa – силы, которые воздействуют на согласованную пару подшипников. В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны значения расчетных коэффициентов: Y0.

Дополнительные обозначения

Некоторые характеристики спаренных однорядных конических роликоподшипников, производимых компанией SKF, в своем обозначении имеют суффиксы, список и значение которых приведены ниже:
CL7C – особое качество подшипников, используемых в опорах ведущих конических шестерен.
С… - специальный зазор. За цифрой следует 2 либо 3 символа, которые говорят о величине среднего внутреннего осевого зазора, выраженном в мкм.
DB – однорядные конические роликоподшипники, парная установка которых осуществлена по О – образной схеме. Следующие за буквами цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных колец.
DF – однорядные конические роликоподшипники, парная установка которых осуществлена по X – образной схеме. Следующие за буквами цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных колец.
DT – однорядные конические роликоподшипники, парная установка которых осуществлена по схеме «тандем». Следующие за буквами цифры указывают на конструктивное исполнение проставочных колец.
НА1 - материал исполнения внутреннего и наружного колец – цементируемая сталь.
НА3 – материал исполнения внутреннего кольца – цементируемая сталь.
J – сепаратор штампованный, центрированный по шарикам. Материал исполнения – сталь.
Q – качество обработки поверхностей и геометрия контакта – оптимизированы.
Т – данный суффикс применяется с определенным числом и указывает на общую ширину согласованной пары, выполненной по О – образной или «тандем» схемам.
X – основные размеры выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO.


Полезные ссылки

Карта раздела
Конические роликовые подшипники
Согласованные пары подшипников
Подшипники - основные сведения
Посадки спаренных подшипников
Определение нагрузки, действующей на спаренные подшипники

Конические роликоподшипники в интернет-магазине