Однорядные радиально-упорные
шариковые подшипники

Содержание
1. Применение
2. Виды
3. Строение корпуса
4. Размеры
5. Допуски
6. Перекос
7. Осевое смещение
8. Сепараторы
9. Минимальная нагрузка
10. Дополнительные обозначения
11. Свободное пространство

Данные подшипники являются собственной разработкой компании SKF, это самоустанавливающийся роликоподшипник компактных размеров, появление которого на рынке датируется 1995 годом. Данный подшипник, благодаря своей уникальной конструкции, обладает свойствами как цилиндрических, так и сферических роликоподшипников, то есть он способен компенсировать смещение вала в осевом направлении, а также самоустанавливаться. Также у него есть свойство, присущее игольчатым подшипникам, а именно – он имеет поперечное сечение компактных размеров.

Конструкция нового роликового подшипника радиального типа - CARB SKF

Применение

Подшипники CARB – это идеальный вариант с точки зрения компактности, затрат на изготовление и малого веса. Такие подшипники великолепно воспринимают всевозможные радиальные нагрузки. Они применяются только как плавающие подшипники и стоит отметить, что по компенсации смещения в осевом направлении и возможности самоустановки им нет равных. Относительное смещение колец подшипника вдоль оси позволяет точно определить внутренний радиальный зазор подшипника. Благодаря тороидальным роликовым подшипникам CARB, подшипниковые узлы становятся более компактными и легковесными.

В дополнение ко всем своим достоинствам, данные подшипники еще и улучшают эксплуатационных механизмов, в которых они применяются, к примеру, планетарных редукторов. В различных машинах и механизмах, таких как вентиляторы либо бумагоделательные машины, применение подшипников CARB понижает вибрационный уровень, упрощает конструкцию опор подшипников, длинных валов, на которые действуют перепады температур.

В своем исполнении роликовые тороидальные подшипники CARB имеют выпуклые продолговатые симметричные ролики бочкообразной формы. Данные подшипники относятся к однорядным. Кольца подшипника оснащены дорожками качения с изогнутым профилем, которые симметричны по отношению к центру подшипника. Таким образом, вращение подшипника осуществляется с минимальным трением, а нагрузка распределяется максимально эффективно. Все это возможно благодаря оптимальному сочетанию профилей дорожек качения подшипника. Каким бы ни было осевое смещение внутреннего кольца, каким бы ни был относительный перекос колец подшипника, распределение нагрузки на ролик равномерно, ведь ролики таких подшипников – самонаправляющиеся. Даже если подшипник CARB вынужден компенсировать смещение в осевом направлении либо угловой перекос, такой подшипник имеет весьма существенную грузоподъемность. Следовательно, если в подшипниковом узле применен тороидальный подшипник CARB, то долговечность и надежность такого узла чрезвычайно высока.

Виды

Подшипники открытого типа

Ниже приведены два варианта исполнения, в которых могут производиться тороидальные роликоподшипники CARB в зависимости от размера и серии:

  • на рисунке 2(а) представлены подшипники, оснащенные сепараторами;
  • на рисунке 2(b) представлены подшипники, не оснащенные сепараторами.

В сравнении с сепараторными подшипниками, роликоподшипники CARB, не имеющие сепараторов, обладают значительно большей грузоподъемностью. Для каждого из вышеупомянутых вариантов исполнения характерны как конические, так и цилиндрические отверстия. Конусность может быть 1:12 либо 1:30, суффиксы обозначения К и К30 соответственно. Конусность отверстия подшипника зависит от его ширины.

Подшипники открытого типа - CARB SKF

Подшипники, оснащенные уплотнениями

На рисунке 3 представлен тороидальный роликоподшипник CARB, оснащенный уплотнениями.
На сегодняшний день компания SKF производит малые и средние подшипники, не имеющие сепараторов, которые оснащены уплотнениями и эксплуатируются в условиях малых частот вращения. Такие подшипники оснащены двухсторонними уплотнениями, в своем наполнении имеют высокотемпературную пластичную смазку, рассчитаны на длительную эксплуатацию и не требуют технического обслуживания.

тороидальный роликоподшипник CARB, оснащенный уплотнениями

Уплотнение подшипника оснащено двойной кромкой, материал исполнение которой – гидрированный бутадиенакрилнитрильный каучук (HNBR). Дорожка качения внутреннего кольца сопряжена с этой кромкой, которая, в свою очередь, предназначена для эксплуатации при высоких температурах. Высокая степень герметизации, даже если наружное кольцо будет вращаться, достигается за счет запрессовки кромки в специальной выточке, которая имеется на наружном кольце. Рабочий температурный диапазон таких уплотнений лежит в пределах от -40 до +150°С.

Подшипники, оснащенные уплотнениями, в своем наполнении имеют пластичную смазки, предназначенную для высоких температур и имеющую отличные антизадирные и антикоррозионные свойства. Основа такой смазки – синтетическое масло и полимочевина. Рабочий температурный диапазон таких смазок лежит в пределах от -25 до +180°С. Базовое масло при 40°С имеет вязкость 440 мм2/с, а при 100°С – 38 мм2/с.

По умолчанию, объем содержащейся смазки является стандартной величиной, размер которой составляет 70-100% от объема свободного пространства подшипника.

В соответствие со специальным заказом, возможен вариант поставки подшипников, оснащенных уплотнениями, имеющих в своем наполнении другие смазочные материалы других объемов.

Подшипники, применяемые в вибромашинах

В ассортименте компании SKF имеются подшипники CARB, оснащенные отверстиями цилиндрической формы и штампованными сепараторами, материал исполнения которых – сталь. Такие подшипники применяются в различных механизмах и вибромашинах как плавающие. Поверхность таких подшипников закалена, они относятся к серии C23/C4VG114. Технические данные и размеры этих подшипников аналогичны серии С23. С применением данных подшипников можно избежать контактной коррозии, которая свойственна при посадке с зазором, ведь они садятся на вал с натягом. Применение в плавающих опорах вибромашин тороидальных роликоподшипников CARB позволяет повысить надежность и улучшить рабочие характеристики, ведь они обеспечивают самоустанавливающуюся систему.

В технической службе компании SKF Вам могут быть предоставлены дополнительные сведения относительно серии C23/C4VG114 подшипников CARB.

Ниже приведены инструменты, с помощью которых на гладких, либо ступенчатых валах могут монтироваться роликоподшипники CARB, имеющие конические отверстия:

На рисунке 4 представлены закрепительные втулки, характеристики которых обозначены в таблице подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF);

Закрепительные втулки

На рисунке 5 представлены стяжные втулки, характеристики которых обозначены в таблице подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF).

Затяжные втулки

На рисунке 6 представлены модифицированные закрепительные втулки типа E, L и TL, которые соответствуют подшипникам CARB и могут поставляться по специальному заказу. Благодаря данным втулкам, поверхность сепаратора изнашивается меньше, так как они теперь не контактируют с фиксирующим устройством, поверхность которого примыкает к ним.

Закрепительные втулки

На рисунке 6(а) представлена втулка типа Е. Здесь комплект (КМ+МВ) стопорных гайки и шайбы заменен на гайку KMFE. А, вместо стандартной НМ 30, установлена стопорная гайка НМЕ 30, как показано на рисунке 6(b). Наружная поверхность данной гайки имеет выточку.

В отличие от стандартной, втулка типа L имеет гайку KML и стопорную шайбу MBL. Напомним, что на стандартной втулке имеется стопорная шайба МВ и гайка КМ. В результате таких конструктивных изменений, поперечные сечения шайбы и гайки теперь имеют меньшую высоту, как показано на рисунке 6(с).

Что же касается втулки TL, то здесь установлена гайка НМ 30 и стопорный бугель MS 30, вместо стандартных стопорных шайбы МВ и гайки НМТ. Благодаря такому конструктивному решению, поперечное сечение гайки теперь имеет меньшую высоту, как показано на рисунке 6(d).

Строение корпуса

Корпус определенных размеров и конструкции, в комплекте с роликоподшипником CARB, - это весьма экономный подшипниковый узел, детали которого взаимозаменяемы. К тому же такой узел отличается высокой надежностью и прост в обслуживании.

В ассортименте компании SKF имеются корпуса стандартного типа, предназначенные для всех тороидальных подшипников CARB, которые имеют диаметр серий 0, 1, 2, 3.

Ниже приведены два способа установки, которые не требуют проведения специальных измерений:
Установка тороидальных подшипников CARB на закрепительной втулке и валу с гладкой поверхностью;
Установка тороидальных подшипников CARB, имеющих цилиндрическую посадку на валу ступенчатой конструкции.

Размеры

Величины главных размеров тороидальных роликоподшипников CARB выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO 15:1998. Величины главных размеров стяжных и закрепительных втулок выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO 2982-1:1995.

Допуски

Для стандартно исполненных тороидальных роликоподшипников CARB характерны допуски, выполненные в соответствии с нормальным классом точности. Для тороидальных роликоподшипников CARB, производимых компанией SKF, диаметр которых менее либо равен 300 мм, а их отверстия конической либо цилиндрической формы, характерны более жесткие допуски. Такие допуски превышают размеры допусков, относящихся к нормальному классу точности и выполненных в соответствии с требованиями стандарта ISO. Примеры данных допусков приведены ниже:

  • В таблице 2 раздела «Сферические роликоподшипники» данного раздела обозначены более узкие допуски по ширине, нежели нормальные допуски, соответствующие требованиям стандарта ISO. Отметим, что допуски тороидальных роликоподшипников CARB аналогичны допускам сферических роликоподшипников класса Explorer;
  • Точность вращения выполнена в соответствии с классом точности Р5.

Возможен вариант поставки крупногабаритных тороидальных роликоподшипников CARB, которые также находятся в ассортименте компании SKF, такие подшипники выполнены по классу точности Р5 и имеют суффикс обозначения СО8. Перед тем, как осуществить заказ, Вам необходимо уточнить, имеются ли необходимые подшипники, нужных типоразмеров и исполнений в наличии в данный момент времени.

В таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) обозначены размеры допусков, которые выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO 492:2002.

Стандартное исполнение тороидальных роликоподшипников CARB подразумевает нормальный радиальный внутренний зазор. Однако многие типоразмеры шарикоподшипников могут принадлежать к группе С3, что соответствует увеличенному радиальному внутреннему зазору. Возможен вариант поставки некоторых типоразмеров подшипников, имеющих уменьшенный зазор (группа С2) либо увеличенный (группа С4 или С5).

Ниже приведены источники, в которых Вы найдете сведения о размерах внутреннего зазора в радиальном направлении, характерных для определенного типа подшипников:

В таблице 1 указаны зазоры подшипников, имеющих цилиндрические отверстия

Таблица 1. Зазоры подшипников, имеющих цилиндрические отверстия
Диаметр отверстия d (мм) Радиальный внутренний зазор
C2 Нормальный C3 C4 C5
свыше до мин макс мин макс мин макс мин макс мин макс
18 24 15 27 27 39 39 51 51 65 65 81
24 30 18 32 32 46 46 60 60 76 76 94
30 40 21 39 39 55 55 73 73 93 93 117
40 50 25 45 45 65 65 85 85 109 109 137
50 65 33 54 54 79 79 104 104 139 139 174
65 80 40 66 66 96 96 124 124 164 164 208
80 100 52 82 82 120 120 158 158 206 206 258
100 120 64 100 100 144 144 186 186 244 244 306
120 140 76 119 119 166 166 215 215 280 280 349
140 160 87 138 138 195 195 252 252 321 321 398
160 180 97 152 152 217 217 280 280 361 361 448
180 200 108 171 171 238 238 307 307 394 394 494
200 225 118 187 187 262 262 337 337 434 434 545
225 250 128 202 202 282 282 368 368 478 478 602
250 280 137 221 221 307 307 407 407 519 519 655
280 315 152 236 236 330 330 434 434 570 570 714
315 355 164 259 259 360 360 483 483 620 620 789
355 400 175 280 280 395 395 528 528 675 675 850
400 450 191 307 307 435 435 577 577 745 745 929
450 500 205 335 335 475 475 633 633 811 811 1015
500 560 220 360 360 518 518 688 688 890 890 1110
560 630 245 395 395 567 567 751 751 975 975 1215
630 710 267 435 435 617 617 831 831 1075 1075 1335
710 800 300 494 494 680 680 920 920 1200 1200 1480
800 900 329 535 535 755 755 1015 1015 1325 1325 1655
900 1000 370 594 594 830 830 1120 1120 1460 1460 1830
1000 1120 410 660 660 930 930 1260 1260 1640 1640 2040
1120 1250 450 720 720 1020 1020 1380 1380 1800 1800 2240

В таблице 2 указаны зазоры подшипников, имеющих конические отверстия:

Таблица 2. Зазоры подшипников, имеющих конические отверстия
Диаметр отверстия d (мм) Радиальный внутренний зазор
C2 Нормальный C3 C4 C5
свыше до мин макс мин макс мин макс мин макс мин макс
18 24 19 31 31 43 43 55 55 69 69 85
24 30 23 37 37 51 51 65 65 81 81 99
30 40 28 46 46 62 62 80 80 100 100 124
40 50 33 53 53 73 73 93 93 117 117 145
50 65 42 63 63 88 88 113 113 148 148 183
65 80 52 78 78 108 108 136 136 176 176 220
80 100 64 96 96 132 132 172 172 218 218 272
100 120 75 115 115 155 155 201 201 255 255 321
120 140 90 135 135 180 180 231 231 294 294 365
140 160 104 155 155 212 212 269 269 338 338 415
160 180 118 173 173 238 238 301 301 382 382 469
180 200 130 193 193 260 260 329 329 416 416 517
200 225 144 213 213 288 288 363 363 460 460 571
225 250 161 235 235 315 315 401 401 511 511 636
250 280 174 258 258 344 344 444 444 556 556 692
280 315 199 283 283 377 377 481 481 617 617 761
315 355 223 318 318 419 419 542 542 679 679 848
355 400 251 350 350 471 471 598 598 751 751 920
400 450 281 383 383 525 525 653 653 835 835 1005
450 500 305 435 435 575 575 733 733 911 911 1115
500 560 335 475 475 633 633 803 803 1005 1005 1225
560 630 380 530 530 702 702 886 886 1110 1110 1350
630 710 422 590 590 772 772 986 986 1230 1230 1490
710 800 480 674 674 860 860 1100 1100 1380 1380 1660
800 900 529 735 735 955 955 1215 1215 1525 1525 1855
900 1000 580 814 814 1040 1040 1340 1340 1670 1670 2050
1000 1120 645 895 895 1165 1165 1495 1495 1875 1875 2275
1120 1250 705 975 975 1275 1275 1635 1635 2055 2055 2495

Все величины зазоров характерны для еще неустановленных подшипников, измерительная нагрузка на которые близка к нулевой, а также при условии, что относительное смещение колец в осевом направлении отсутствует.

Если относительное смещение колец в осевом направлении имеет место, то для тороидальных роликоподшипников CARB это может привести к уменьшению внутреннего зазора в радиальном направлении. Смещение в осевом направлении может оказать минимальное влияние на внутренний зазор в радиальном направлении при условии, что осевое смещение не является следствием нагрева вала. Подробнее об этом читайте в разделе «Осевое смещение». Зачастую, возможен вариант совместного применения тороидальных роликоподшипников CARB и сферических роликоподшипников. В таком случае, при одинаковых габаритах и группах зазора подшипников, зазор у тороидальных роликоподшипников CARB несколько больше, чем у сферических. Относительное смещение колец в осевом направлении у сферических подшипников – это 6-8% общей ширины тороидальных роликоподшипников CARB. Таким образом, рабочие зазоры сферических подшипников и подшипников CARB примерно одинаковы.

Перекос

Тороидальные роликоподшипники CARB способны свободно воспринимать относительные угловые перекосы колец до 0,5°, при этом негативных последствий не наблюдается. Однако, если величина перекоса растет, то, соответственно, увеличивается и коэффициент трения в подшипнике и, в результате, это сказывается на эксплуатационном ресурсе подшипника. В случае, если угловой перекос составляет более 0,5°, рекомендуется обратиться за дополнительными сведениями в службу технической поддержки компании SKF. Когда подшипник неподвижен, его возможности компенсировать перекос также ограничены. В случае, если применен тороидальный роликоподшипник CARB, оснащенный сепаратором МВ, угловой перекос никогда не должен быть выше 0,5°.

В случае возникновения перекоса, образуется смещение роликов в осевом направлении, им приходится менять свое положение, оказываясь ближе к оси подшипника. Выходит, что некоторая величина углового перекоса сокращает допустимое смещение в осевом направлении.

Осевое смещение

Для тороидальных роликоподшипников CARB характерна восприимчивость к относительному смещению корпуса и вала в осевом направлении. Смещение подшипника на месте его установки либо расширение вала под воздействием высоких температур могут стать причиной смещения в осевом направлении. Так же как и угловой перекос, смещение в осевом направлении оказывает влияние на положение роликов в тороидальном роликоподшипнике CARB относительно оси.

Также смещение в осевом направлении сокращает величину радиального зазора. В соответствии с рекомендациями специалистов компании SKF необходимо убедиться в допустимом значении смещения вала в осевом направлении. Иными словами, необходимо удостовериться, что зазор в радиальном направлении является достаточным, чтобы ролики не выходили за пределы колец подшипника, как показано на рисунке 8(а), а также, чтобы они не контактировали со стопорными кольцами, как показано на рисунке 8(b).

Осевое смещенение вала

Ниже приведены факторы, которыми ограничено относительное смещение колец тороидальных роликоподшипников CARB в осевом направлении:

  • Величина, на которую смещен роликовый комплект;
  • Уменьшение величины зазора.

По наименьшему из вышеупомянутых ограничений определяется максимальное смещение в осевом направлении.

Ограничение вследствие смещения комплекта роликов

Ниже приведены условия, при которых приблизительные значения смещения в осевом направлении s1 и s2, обозначенные на рисунке 8, являются действительными:

  • подшипнике имеется достаточно существенный рабочий зазор в радиальном направлении, который появился до того, как вал начал удлиняться;
  • Перекос колец отсутствует.

Ниже приведена формула, по которой можно вычислить уменьшение допустимого смещения в осевом направлении, которое является следствием перекоса:
smis=k1Bα
smis – уменьшение допустимого смещения в осевом направлении, которое является следствием перекоса, измеряется в мм;
k1 – коэффициент перекоса, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) ;
В – ширина подшипника, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) , измеряется в мм;
α – перекос, измеряется в градусах.
Ниже приведена формула, по которой можно вычислить максимально допустимое смещение в осевом направлении. Данная формула действительна при условии, что имеется рабочий зазор достаточно большого значения:
slim=S1-Smis
или
slim=S2-Smis
slim – допустимое смещение роликового комплекта в осевом направлении, которое является следствием перекоса, измеряется в мм.
s1 – приблизительная величина допустимого смещения в осевом направлении. Характерна для подшипников, не имеющих стопорных колец либо для подшипников, оснащенных стопорными кольцами, при этом смещение направлено от стопорного кольца. Данная величина определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) ;
s2 – приблизительная величина допустимого смещения в осевом направлении. Характерна для подшипников, оснащенных стопорными кольцами, при этом смещение направлено к стопорному кольцу. Данная величина определяется из таблицы подшипников(см. Общий каталог подшипников SKF) ;
smis – уменьшение допустимого смещения в осевом направлении, которое является следствием перекоса, измеряется в мм.

Ограничения, вызванные уменьшением зазора

Ниже приведена формула, по которой вычисляется уменьшение зазора в радиальном направлении, которое соответствует конкретной величине смещения из центрального положения в осевом направлении:

Формула вычисления уменьшения зазора в радиальном направлении
Формула вычисления уменьшения зазора в радиальном направлении

Зазор не может уменьшиться более чем на рабочий зазор подшипника в радиальном направлении, в таком случае в подшипнике образуется предварительный натяг. Ниже приведена формула для определения допустимого смещения из центра в осевом направлении. Данная формула характерна при условии, что известно, на сколько уменьшился зазор в радиальном направлении:

Формула для определения допустимого смещения из центра в осевом направлении
Формула для определения допустимого смещения из центра в осевом направлении

scie – смещение колец в осевом направлении из центрального положения, измеряется в мм. В результате такого смещения зазор в радиальном направлении Сred несколько уменьшается.
Сred – уменьшение зазора в радиальном направлении, измеряется в мм. Является следствием смещения из центра в осевом направлении.
k2 – коэффициент рабочего зазора, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) ;
В – ширина подшипника, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) , измеряется в мм.

Возможен вариант определения компенсируемого смещения в осевом направлении по диаграмме 1. Данная диаграмма характерна для всех тороидальных роликоподшипников CARB. На данной диаграмме рабочие зазоры и смещения в осевом направлении отображены функциями ширины подшипника.

Диаграмма определения компенсируемого смещения в осевом направлении

Исходя из данной диаграммы, руководствуясь траекторией пунктирной линии, можно определить, к примеру, допустимое смещение в осевом направлении подшипника С3052 К/НА3С4, оно равно примерно 12% ширины подшипника. Данная величина соответствует рабочему зазору в 0,15 мм, что составляет около 0,15% от ширины подшипника. Выходит, что рабочий зазор равен нулю, при условии, что кольца сместятся в осевом направлении примерно на 0,12х104=12,5 мм.

Необходимо учитывать, что расстояние от кривой до пунктирной линии равно остаточному рабочему зазору в радиальном направлении, характерном для узла подшипника. В результате простого относительного смещения колец подшипника в осевом направлении получить нужный внутренний зазор в радиальном направлении для подшипника CARB – это также прослеживается на диаграмме 1.

Пример расчета 1

Имеется подшипник С 3052, его ширина В=104 мм, коэффициент перекоса k1 составляет 0,122, величина смещения в осевом направлении s1 равна 19,3, а угловой перекос ? между кольцами подшипника составляет 0,30. Ниже приведены формулы, по которым определяется допустимое смещение в осевом направлении для этого подшипника:
slim = s1-smis;
slim = s1-k1B?;
slim = 19.3-0.122x104x0.3=19.3-3.8
slim = 15.5 мм.

Пример расчета 2

Имеется подшипник С 3052 К/НА3С4, его ширина В=104 мм, коэффициент рабочего зазора k2 составляет 0,096, величина рабочего зазора составляет 0,15 мм. Ниже приведена формула, по которой можно определить допустимое смещение колец в осевом направлении из центра, до того момента, пока рабочий зазор не будет равен нулю:

Формула определения допустимого смещения колец в осевом направлении из центра
Формула определения допустимого смещения колец в осевом направлении из центра

Полученное смещение в осевом направлении в 12,7 мм меньше, чем максимальная величина s1, обозначенная в таблице изделий. Допустимая величина рабочего перекоса, при этом, составляет до 0,3°.

Сепараторы

Ниже, на рисунке 9 приведены различные типы сепараторов, которыми, в зависимости от серии, размеров и конструкции, могут оснащаться тороидальные роликоподшипники CARB (исключение составляют бессепараторные подшипники):

Типы сепараторов тороидальные подшипники: 9(а) литой сепаратор, центрируемый по
                роликам; 9(b) штампованный сепаратор, центрируемый по роликам; 9(c) сепаратор, центрируемый по роликам; 9(d) механически обработанный, сборный
                сепаратор, центрируемый по внутреннему кольцу
  • На рис. 9(а) представлен литой сепаратор, центрируемый по роликам. Материал исполнения – стеклонаполненный полиамид 4,6 (суффикс обозначения TN9).
  • На рис. 9(b) представлен штампованный сепаратор, центрируемый по роликам. Материал исполнения – сталь (суффикс обозначения отсутствует).
  • На рис. 9(c) представлен сепаратор, центрируемый по роликам. Материал исполнения – латунь (суффикс обозначения М).
  • На рис. 9(d) представлен механически обработанный, сборный сепаратор, центрируемый по внутреннему кольцу. Материал исполнения – латунь (суффикс обозначения МВ).

Минимальная нагрузка

Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы тороидальных роликоподшипников CARB. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и роликов, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание роликов подшипника по дорожке качения.

Ниже приведена формула, по которой определяется минимально-необходимая радиальная нагрузка, которая должна воздействовать на стандартные сферические роликоподшипники:
Frm=0,007C0
Минимальная нагрузка на подшипники, не оснащенные сепараторами, вычисляется по формуле:
Frm=0,01C0
Frm – величина минимальной эквивалентной статической нагрузки, приложенной к подшипнику, измеряемая в кН;
С – величина статической грузоподъемности, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) , измеряется в кН.

На практике возникают ситуации, когда создаются такие условия эксплуатации, что невозможно обеспечить либо превысить минимальную нагрузку. Но иногда допустимы минимальные нагрузки пониженного уровня – если, в качестве смазки, в подшипнике используется масло. Ниже приведены формулы, по которым такие нагрузки могут быть вычислены, они справедливы, если верно соотношение n/nr ≤ 0,3:
Frm=0,002C0
В случае, если 0,3 ≤ n/nr ≤ 2:

формулы, по которым такие нагрузки могут быть вычислены
формулы, по которым такие нагрузки могут быть вычислены

Frm – величина минимальной эквивалентной статической нагрузки, приложенной к подшипнику, измеряемая в кН;
С0 – величина статической грузоподъемности, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) , измеряется в кН;
n – величина рабочей частоты вращения, измеряемая в об/мин;
nr - величина номинальной частоты вращения, измеряемая в об/мин, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) .
В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник.

Дополнительные обозначения

В соответствии с примером, приведенным на рисунке 10, по бокам подшипника должно быть свободное пространство, в результате чего будет достигнута компенсация относительного смещения корпуса и вала в осевом направлении.

Свободное пространство по бокам подшипников

Ниже приведены параметры, на которых основана ширина свободного пространства по бокам подшипника:
Величина Са, которая определяется по таблицам изделий;
Предполагаемое смещение колец тороидального роликоподшипника CARB из сентра в осевом направлении;
Смещение колец, которое является следствием перекоса.
Ниже приведены формулы, по которым определяется необходимая ширина пространства по бокам подшипника:
Careq=Ca+0,5(s+smis)
или
Careq=Ca+0,5(s+k1Bα)

Сareq – ширина необходимого пространства, которая характерна для каждой стороны подшипника, измеряется в мм; Сa – наименьшая ширина необходимого пространства, которая характерна для каждой стороны подшипника, определяется по таблице изделий, измеряется в мм;
s – относительное смещение колец подшипника в осевом направлении.
Данное явление может быть следствием, к примеру, удлинения вала под действием высоких температур. Измеряется в мм.
smis – уменьшение допустимого смещения в осевом направлении роликового комплекта, которое является следствием перекоса, измеряется в мм;
k1- коэффициент перекоса, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) ;
В – ширина подшипника, определяется из таблицы подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) измеряется в мм;
α – перекос, измеряется в градусах.
Более подробные сведения Вы найдете в разделе «Осевое смещение».

Свободное пространство

Удлиннение вала под действием температурКак правило, установка колец осуществляется без их относительного смещения. В случае, если возможно значительное увеличение длины вала под действием температурной нагрузки, то возможен вариант монтажа подшипника таким образом, что кольца будут иметь допустимое смещение в осевом направлении на величину s1 либо s2 по направлению против того, в котором предполагается удлинение вала под действием температур, как показано на рисунке 11.

Удлиннение вала под действием температур

Выходит, что размер допустимого смещения в осевом направлении может иметь существенно большее значение.