Стандартные сферические роликовые подшипники

Содержание

1. Подшипники открытого типа
2. Кольцевая канавка и смазочные отверстия
3. Подшипники, оснащенные уплотнениями
4. Подшипники, применяемые в вибромашинах
5. Ускорение вращения
6. Линейное ускорение
7. Конструкция подшипников
8. Подшипник E/VA405, d?65 мм
9. Подшипник E/VA405, d>65 мм
10. Подшипники EJA/VA405 и CCJA/W33VA405
11. Подшипники EJA/VA406 и CCJA/W33VA406
12. Системные решения для вибромашин
13. Полезные ссылки

В стандартном ассортименте сферических роликовые подшипников, производимых компанией SKF, имеются следующие типы:

  • Подшипники открытого типа;
  • Подшипники, оснащенные уплотнениями;
  • Подшипники, предназначенные для использования в вибромашинах.

Помимо стандартных роликовых сферических подшипников, компания SKF производит специальные роликоые сферические подшипники, которые ориентированы на использование в особых условиях эксплуатации.

Подшипники открытого типа

Стандартная номенклатура сферических роликоподшипников компании SKF подразумевает несколько вариантов их исполнения. В зависимости размеров и серии, данные варианты могут отличаться следующими параметрами:

  • Местом положения направляющего плавающего кольца;
  • Конструктивными особенностями сепараторов и внутренних колец.

На рисунке 2 представлены сепараторы, характерные для сферических роликоподшипников.

Сепараторы, характерные для роликовых сферических подшипников

C(J), CC – два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Конструкция показана на рисунке 2(а).

EC(J), ECC(J) – два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Прилагается усиленный роликовый комплект. Конструкция показана на рисунке 2(а).

СА – сепаратор цельный, механически обработанный, гребенчатый. Внутренне кольцо оснащено удерживающими бортами. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Материал исполнения сепараторов – латунь. Конструкция показана на рисунке 2(b).

CAF – аналогично СА, однако материал исполнения сепаратора – сталь.

ECA, ECAC – сепаратор цельный, механически обработанный, гребенчатый. Внутренне кольцо оснащено удерживающими бортами. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Прилагается усиленный роликовый комплект. Материал исполнения сепараторов – латунь. Конструкция показана на рисунке 2(b).

ЕCAF – аналогично ЕСА, однако материал исполнения сепаратора – сталь.

Е – при условии, что подшипник имеет отверстие диаметром d?65 мм, то применяются:
два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Конструкция показана на рисунке 2(с).

При условии, что подшипник имеет отверстие диаметром d?65 мм, то применяются:
два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по сепараторам. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Конструкция показана на рисунке 2(d).

Кольцевая канавка и смазочные отверстия

Ниже приведены конструктивные особенности, которые имеют сферические роликоподшипники для осуществления оптимальной смазки:

  • Канавки кольцевого типа, а также наружные кольца имеют три отверстия для смазки (см. рис 3(а)). Суффикс обозначения – W33;
  • Наружные кольца имеют три отверстия для смазки (см. рис 3(b)). Суффикс обозначения – W20.
Кольцевая канавка и смазочные отверстия сферических роликоподшипников

Стандартное исполнение сферических роликоподшипников типа Е подразумевает наличие канавок кольцевого типа, а также три отверстия для смазки. Применительно к таким подшипникам, суффикс обозначения W33 не применяется в маркировке подшипника.

Подшипники, оснащенные уплотнениями

На рисунке 4 приведена конструкция сферического роликоподшипника, оснащенного с двух сторон контактными уплотнениями. Такие подшипники также имеются в ассортименте компании SKF.

В теле уплотнений имеется арматура, материал исполнения которой – листовая сталь. Ниже приведены износостойки и маслостойкие материалы, которые могут применяться для изготовления самих уплотнений:

  • Каучук бутадиенакрилнитрильный – NBR, имеет суффикс обозначения – 2CS;
  • Каучук бутадиенакрилнитрильный, гидрированный – НNBR, имеет суффикс обозначения – 2CS5;
  • Фторкаучук – FPM, имеет суффикс обозначения – 2CS2.

Монтаж уплотнений осуществляется в выточки на наружном кольце. На рисунке 4(а) показан вариант запрессовывания уплотнений в выточку, он характерен для подшипников малого размера. На рисунке 4(b) показан вариант фиксирования уплотнений стопорными кольцами, он характерен для более крупных подшипников. Надежное уплотнение обеспечивается соприкосновением с поверхностью дорожки качения двух кромок контактных уплотнений. В таблице 1 приведены характеристики антизадирной пластичной смазки, которая применяется в стандартных подшипниках, оснащенных уплотнениями. Такие подшипники не стоит нагревать более чем на 80 °С либо промывать при установке.

Таблица 1. Стандартная пластичная смазка для сферических роликовых подшипников SKF
Техническая спецификация Пластичная смазка для подшипников типа 2CS, 2CS2/VT143 и 2CS5/VT143
Тип Антизадирная пластичная смазка
Загуститель Литиевое мыло
Базовое масло Минеральное
Класс консистенции по шкале NLGI 2
Диапазон рабочих температур, °С -20 до +110
Вязкость базового масла, мм2
при 40°С 200
при 100°С 16
Степень заполнения % от свободного пространствав подшипнике 25 до 35

Подшипники, оснащенные уплотнениями не нужно повторно смазывать, при условии, что их рабочая температура не превышает 70 °С, а частота вращения не превышает половины той частоты, которая обозначена в таблице подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) .

Повторное смазывание пластичной смазкой, имеющей в своей основе литий, характеристики которой приведены в таблице 1, производится в том случае, если подшипник функционирует в условиях повышенных температур либо при больших частотах вращения. Чтобы осуществить смазывание сферического роликоподшипника, нужно сначала, перед его установкой, снять пластиковую полоску, которая закрывает доступ к отверстию для смазки, как показано на рисунке 5.

Снятие пластиковой полоски

Заметим, что повторная смазка подшипников, оснащенных уплотнениями, выполняется с применением небольшого количества смазки. Заполнять подшипник смазкой нужно через отверстие, расположенное на наружном кольце в то время, когда подшипник вращается. Заполнение смазкой осуществляется медленно. Учтите, что давление смазки в подшипнике не должно быть чрезмерным, иначе уплотнения могут повредиться.

Подшипники, оснащенные уплотнениями, имеют такую же внутреннюю конструкцию, что и открытые подшипники. Одинаковы у них и наружные размеры, исключение составляют серии подшипников 222 и 223, данные серии оснащены более широкими уплотнениями и обозначаются соответственно BS2-22 и BS2-23.

Стандартное исполнение подшипников, оснащенных уплотнениями, подразумевает цилиндрические отверстия. Отметим, что часть серии BS2-22 может иметь конические отверстия. Также, в случае спецзаказа, возможно изготовление подшипников с коническими отверстиями, оснащенных контактными уплотнениями. В пределах 1-2 мм от подшипника, диаметр заплечника вала должен быть менее da max, как показано на рисунке 6(а).

Диаметр заплечника и закрепление подшипника

В противном случае, для вращения уплотнения могут быть созданы помехи. На рисунке 6(b) показано закрепление подшипника при помощи стопорной гайки KMFE, которую компания SKF рекомендует к применению, если возникает необходимости использования стопорных гаек для фиксации на валу подшипника, оснащенного уплотнениями. Также, для такой цели между гайкой и подшипником может быть применено промежуточное кольцо, как показано на рисунке 6(с).

Подшипники, применяемые в вибромашинах

Сепараторы и ролики сферических роликоподшипников, применяемых в различных вибромашинах, таких как виброактиваторы и вибросита, подвержены высоким ускорениям. Следовательно, к конструкциям таких подшипников применяются дополнительные требования. В отличие от стандартных, сферические роликоподшипники, применяемые в вибромашинах восприимчивы к более высоким ускорениям. Ускорения вращения либо линейные ускорения, а также смазывание оказывают влияние на размер допустимых ускорений.

Ускорение вращения

Нагрузки поля ускорения и вращения наружных колец приложены к сферическим роликоподшипникам. В результате этого, от ненагруженных роликов исходит циклическая нагрузка, которая приложена к сепаратору. Примером тому могут служить планетарные передачи и вибросита. На рисунке 7(а) приведена конструкция дорожных катков, на которые действуют линейные ускорения и ускорения вращения.

Конструкция дорожных катков

В таблице подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны ускорения вращения, которые являются предельно допустимыми для подшипников, применяемых в вибромашинах. Данные величины выражаются в м/с2, они характерны для подшипников, в которых в качестве смазки используется масло. Например 28g в обозначении таких подшипников – это 28х9,81=275 м/с2.

Линейное ускорение

Сферически роликоподшипники находятся под воздействием ударных нагрузок и, как следствие, линейных ускорений. В результате этого, ненагруженные ролики бьются об карманы сепараторов. На рисунке 7(b) показано прохождение железнодорожного колеса по рельсовому стыку. В результате этого слышится характерный перестук – это и есть линейное ускорение. В качестве другого примера вибрации в подшипниках можно привести многотонный дорожный каток. При соприкосновении катка с твердыми поверхностями подшипник подвергается вибрациям.

В таблице подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) указаны ускорения вращения, которые являются предельно допустимыми для подшипников, применяемых в вибромашинах. Данные величины выражаются в м/с2, они характерны для подшипников, в которых в качестве смазки используется масло. Например 90g в обозначении таких подшипников – это 90х9,81=883 м/с2.

Конструкция подшипников

Сферические роликовые подшипники для вибромашин имеют те же характеристики, что и стандартные подшипники 223 серии, но внутренний радиальный зазор С4. Они поставляются с коническим или цилиндрическим отверстием. Все подшипники снабжены кольцевой канавкой и смазочными отверстиями в наружном кольце, что обеспечивает эффективное смазывание.
На рисунке 8 показаны варианты поставок сферических роликовых подшипников для вибромашин.

варианты поставок сферических роликовых подшипников для вибромашин

Подшипник E/VA405, d≤65 мм

Два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по внутреннему кольцу. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Характерна закалка поверхности.

Подшипник E/VA405, d>65 мм

Два сепаратора, оконного типа. Центровка направляющего кольца по сепараторам. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Характерна закалка поверхности. Конструкция показана на рисунке 8(а).

Подшипники EJA/VA405 и CCJA/W33VA405

Два сепаратора, оконного типа для конструкций подшипников EJA либо CCJA. Центровка направляющего кольца по дорожке качения наружного кольца. Внутренне кольцо бортов не имеет. Материал исполнения сепараторов – сталь. Характерна закалка поверхности. Конструкция показана на рисунке 8(b) и 8(с).

Подшипники EJA/VA406 и CCJA/W33VA406

Конструкция данных подшипников аналогична конструкции типа подшипников VA405. Отличие состоит в том, что посадочная поверхность их цилиндрического отверстия имеет специальное покрытие, материал исполнения которого – политетрафторэтилен (РТFЕ). Основное назначение таких подшипников – применение в вибромашинах и различных устройствах, в которых они являются плавающими опорами. При этом, такие подшипники не подвержены воздействию контактной коррозии между отверстием подшипника и поверхностью вала. При этом нет необходимости производить специальную термообработку валов либо покрывать их какими-либо покрытиями.

Системные решения для вибромашин

Одиночные роликоподшипники для вибромашин – не единственная разработка компании SKF. Следить за техническим состоянием подшипников, функционирующих в вибромашинах, улучшить эксплуатационные параметры, упростить техническое обслуживание, выявить отказ подшипника можно с помощью специальных систем, которые являются собственной разработкой компании.


Полезные ссылки

Карта раздела
Сферические подшипники
Стандартные подшипники
Подшипники класса SKF Explorer
Специальные подшипники
Подшипники на втулках
Корпуса подшипников
Подшипники - основные сведения
Монтаж подшипников с коническим отверстием

Сферические роликовые подшипники в интернет-магазине