Упорные шариковые подшипники -
основные сведения
Содержание
1. Размеры
2. Допуски
3. Перекос
4. Сепараторы
5. Минимальная нагрузка
6. Дополнительные обозначения
7. Полезные ссылки
Размеры
Базовые размеры упорных шарикоподшипников, свободные кольца которых имеют сферическую форму, выполнены в соответствии с требованиями стандарта DIN 711:1988, а также DIN 715:1987. Базовые размеры упорных шарикоподшипников, свободные кольца которых имеют плоскую форму, выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO 104:2002.
Отметим, что размер Н1, характерный для подшипников, подкладные кольца которых имеют сферическую форму, действителен лишь для подшипников, укомплектованных прокладочными кольцами. Причем и подшипники и кольца должны быть произведены компанией SKF.
Допуски
Стандартное исполнение упорных шарикоподшипников подразумевает нормальный класс точности. Отметим, что некоторые одинарные упорные подшипники, свободные кольца которых имеют плоскую форму, выполнены в соответствии с повышенными классами точности Р5 либо Р6. Наличие необходимых подшипников, производимых компанией SKF, требуется предварительно уточнить перед размещением заказа.
Допуски нормальных классов точности и допуски повышенных классов точности Р5 и Р6 выполнены в соответствии с требованиями стандарта ISO 199:1997, а в таблицах подшипников (см. Общий каталог подшипников SKF) приведены конкретные величины.
Перекос
Упорные шарикоподшипники, свободные кольца которых имеют плоскую поверхность, не в состоянии компенсировать перекосы, возникающие между корпусом и валом, а также угловые перекосы, в корпусе подшипника и на валу, между опорными поверхностями.
Однако подшипники, оснащенные прокладочными кольцами сферической формы, могут компенсировать начальный перекос, который возникает в корпусе подшипника и на валу, между опорными поверхностями, как показано на рисунке 7.
Сепараторы
На рисунке 8 изображены различные типы сепараторов, которыми, в зависимости от серии и размеров, могут оснащаться стандартные упорные шарикоподшипники:
На рисунке 8(а) и 8(b) изображен штампованный сепаратор.
Материал исполнения – сталь. Суффикс обозначения отсутствует.
Литой сепаратор. Материал исполнения – стеклонаполненный
полиамид 6,6. Суффикс обозначения – TN9.
На рисунке 8(с) изображен цельный сепаратор, механически
обработанный. Материал исполнения – латунь. Суффикс обозначения
– М.
На рисунке 8(d) изображен цельный сепаратор, механически
обработанный. Материал исполнения – сталь. Суффикс обозначения –
F.
На рисунке 8(е) изображен составной сепаратор, механически
обработанный. Материал исполнения – латунь. Суффикс обозначения
– М.
Минимальная нагрузка
Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы упорных шарикоподшипников. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и шариков, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание роликов подшипника по дорожке качения, что может послужить причиной ее повреждения.
Ниже приведена формула, по которой определяется минимально-необходимая нагрузка, которая должна воздействовать на упорные шарикоподшипники:
Fаm – величина минимальной осевой нагрузки, измеряемая в кН;
А – коэффициент минимальной нагрузки, определяется из таблицы
изделий;
n – частота вращения, измеряемая в об/мин;
В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник. Такую нагрузку можно создать, к примеру, с помощью пружины.
Эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на подшипник
P=Fa
Эквивалентная статическая нагрузка, действующая на подшипник
P0=Fa
Дополнительные обозначения
Некоторые характеристики упорных шарикоподшипников, производимых компанией SKF, в своем обозначении имеют суффиксы, список и значение которых приведены ниже:
F – сепаратор механически обработанный. Центровка по шарикам.
Материал исполнения – сталь.
JR – сепаратор, в состав которого входят 2 штампованных кольца
(плоских). Центровка по шарикам.
М – сепаратор механически обработанный. Материал исполнения –
латунь.
Р5 – точности вращения и размеров выполнены в соответствии с
классом точности 5 ISO.
Р6 – точности вращения и размеров выполнены в соответствии с
классом точности 6 ISO.
TN9 – сепаратор литой. Центровка по шарикам. Материал исполнения
– стеклонаполненный полиамид 6,6.
Полезные ссылки
Карта раздела
Одинарные упорные шарикоподшипники
Двойные упорные шарикоподшипники
Подшипники - основные сведения
Радиальные шариковые подшипники в интернет-магазине