Основные сведения о двухрядных
радиальных шариковых
подшипниках

Содержание

1. Размеры
2. Допуски
3. Внутренний зазор
4. Перекос
5. Сепараторы
6. Примечание
7. Минимальная нагрузка
8. Осевая грузоподъемность
9. Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник
10. Полезные ссылки

Размеры

Основные размеры двухрядных радиальных шарикоподшипников, выпускаемых компанией SKF, соблюдаются в соответствии с международным стандартом ISO15:1998.

Допуски

Стандартное исполнение двухрядных радиальных шарикоподшипников, имеющих пазы для ввода шариков, компании SKF соответствует нормальному классу точности.

Внутренний зазор

Стандартное исполнение двухрядных радиальных шарикоподшипников подразумевает нормальный радиальный внутренний зазор. В таблице 4 отображены значения радиальных внутренних зазоров, соответствующие стандарту ISO 5753:1981.

Перекос

Только излишняя сила, приложенная к двухрядному подшипнику, может компенсировать относительный перекос его колец. Однако такое решение повышает нагрузку на сепаратор и шарики, в результате чего сокращается эксплуатационный период подшипника. Таким образом, максимальный угловой перекос должен находиться в пределах 2 угловых минут. Также необходимо принимать во внимание тот факт, что малейший перекос существенно сокращает эксплуатационный период подшипника и сопровождается значительным повышением уровня шума и вибрации.

Сепараторы

Двухрядные радиальные шарикоподшипники имеют в своей конструкции два сепаратора, центрируемых по шарикам, материал изготовления которых – стеклонаполненный полиамид 6,6. Они представлены на рис. 2 и имеют суффикс обозначения TN9.

сепараторы для двухрядных радиальных шариковых подшипников

Примечание

Расчетная рабочая температура двухрядных радиальных шарикоподшипников, оснащенных сепараторами из полиамида 6,6, составляет +120°С. Некоторые синтетические масла и пластичные смазки, а также другие смазочные материалы с повышенной долей антизадирных присадок могут несколько отражаться на свойствах сепараторов. Однако вышеупомянутые смазочные материалы применяются лишь при эксплуатации подшипников при высоких температурах. В остальных же случаях, применяются обычные смазочные материалы, не оказывают отрицательного воздействия на свойства сепараторов.

Раздел «Материалы сепараторов» наиболее полно отображает сведения о назначении и устойчивости к температурному воздействию сепараторов.

Минимальная нагрузка

Минимальная нагрузка определенной величины – необходимое условие нормальной работы двухрядных радиальных шарикоподшипников. Впрочем, это условие характерно для всех подшипников качения. Наличие минимальной нагрузки особенно важно при условии, когда частота вращения подшипника настолько высока, что инерционные силы сепаратора и шариков, а также силы трения в смазке негативно влияют на условия качения, следствием чего может являться проскальзывание шариков подшипника по дорожке качения.

Ниже приведена формула, по которой определяется минимально-необходимая радиальная нагрузка, которая должна воздействовать на двухрядные радиальные шарикоподшипники:

радиальная нагрузка подшипников
радиальная нагрузка подшипников

Frm – величина минимальной радиальной нагрузки, измеряемая в кН;
кr – коэффициент минимальной радиальной нагрузки, определяется из таблицы подшипников;
υ – вязкость, которую имеет масло при рабочей температуре, измеряется в мм2/с;
n – частота вращения, измеряемая в об/мин;
dm=0,5(d+D) – средний размер шарикоподшипника, измеряется в мм.

В некоторых случаях возникает необходимость приложения еще больших нагрузок. Такая потребность может быть обусловлена работой при пониженных температурах либо же при применении смазочных материалов повышенной вязкости. В большинстве случаев минимальная нагрузка полностью возмещается массой деталей, которые поддерживает подшипник и наружными силами. Однако, как показывает практика, возникают ситуации, когда необходима дополнительная радиальная нагрузка на подшипник.

Осевая грузоподъемность

В случае, когда двухрядные радиальные шарикоподшипники подвержены воздействию лишь осевой нагрузки, ее величина должна составлять не более 0,5 С0. Осевые нагрузки, превышающие допустимые пределы, могут стать причиной быстрого выхода из строя радиальных шарикоподшипников.

Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник

P=Fr когда Fa/Fr≤e
P=0,56Fr+YFa когда Fa/Fr>e
e, Х и Y – коэффициенты, зависящие от отношения f0Fa/C0.
F0 – расчетный коэффициент, определяемый по таблице подшипников;
Fa – осевая составляющая нагрузки;
C0 – грузоподъемность (статическая).

Отметим, что все коэффициенты находятся в зависимости от внутреннего радиального зазора. В таблице 1 представлены значения величин е и Y, которые характерны для двухрядных радиальных шарикоподшипников, имеющих обычные посадки и нормальные внутренние зазоры .

Таблица 1: Расчётные коэффициенты для двухрядных радиальных шарикоподшипников
f0Fa/ C0 e Y
0,172 0,19 2,30
0,345 0,22 1,99
0,689 0,26 1,71
1,03 0,28 1,55
1,38 0,30 1,45
2,07 0,34 1,31
3,45 0,38 1,15
5,17 0,42 1,04
6,89 0,44 1,00
Промежуточные значения можно получить с помощью линейной интерполяции

Полезные ссылки

Карта раздела
Конструкция
Подшипники - основные сведения

Радиальные шариковые подшипники в интернет-магазине