Монтаж cамоустанавливающихся шариковых
подшипников с коническим отверстием

Содержание

1. Монтаж подшипников, имеющих коническое отверстие
2. Измерение уменьшения зазора в шарикоподшипнике
3. Измерение угла, на который затягиваются стопорные гайки
4. Измерение осевого смещения

Монтаж подшипников, имеющих коническое отверстие

Посадка на вал самоустанавливающихся шарикоподшипников, имеющих коническое отверстие, осуществляется при помощи стяжной либо закрепительной втулки. Конкретная величина натяга определяется путем анализа перемещения внутреннего кольца подшипника по конической шейке втулки либо путем анализа уменьшения внутреннего радиального зазора, образующегося в самоустанавливающемся шарикоподшипнике.

Ниже приведены методы установки, характерные для самоустанавливающихся шарикоподшипников, имеющих коническое отверстие:

  • измерение уменьшения зазора в шарикоподшипнике;
  • измерение угла, на который затягиваются стопорные гайки;
  • измерение перемещения шарикоподшипника вдоль оси вала.

Измерение уменьшения зазора в шарикоподшипнике

Как правило, величина зазора проверяется обычным покачиванием и проворачиванием наружного кольца подшипника в различных плоскостях. Такие меры являются минимально необходимыми при монтаже базовой конструкции подшипников, внутренний радиальный зазор которых – нормальный. Если монтаж подшипника выполнен правильно, наружное кольцо, при отклонении в сторону, будет оказывать легкое сопротивление, и легко вращаться при отсутствии отклоняющих нагрузок. Если вышеупомянутые признаки очевидны, то натяг подшипника установлен правильно. Возникают ситуации, когда требуется применение подшипников группы С3 с увеличенным зазором, вместо нормального. Обычно это требуется при условии слишком малого остаточного внутреннего зазора.

Измерение угла, на который затягиваются стопорные гайки

На рисунке 15 показан простой способ правильной установки самоустанавливающихся шарикоподшипников, имеющих коническое отверстие.

угол, на который затягиваются стопорные гайки

Данный метод контролирует угол, на который затягиваются стопорные гайки. В таблице 6 указаны рекомендуемые размеры углов затяжки стопорных гаек.

Таблица 6 Рекомендуемые размеры углов затяжки стопорных гаек

Окончательной затяжке гаек должна предшествовать установка подшипника на втулку либо коническое посадочное место. Причем посадочная поверхность конического внутреннего кольца самоустанавливающегося шарикоподшипника должна полностью контактировать с посадочной поверхностью. Необходимый натяг достигается путем поворота гайки на необходимый угол. Путем поворотов наружного кольца и его вращения, можно проверить остаточный зазор.

После этого необходимо снять гайку, поставить стопорную шайбу, а затем снова затянуть гайку. Контровка гайки осуществляется после затяжки загибом лапки стопорной шайбы в какой-либо паз гайки.

Измерение осевого смещения

Возможен вариант установки самоустанавливающихся подшипников, имеющих коническое отверстие посредством измерения смещения внутреннего кольца относительно оси посадочного места. В таблице 6 указаны размеры осевого смещения, рекомендуемые компанией SKF.

Также компания SKF разработала собственный «точный метод монтажа», применяемый для таких целей. Данный метод прост и надежен, он позволяет довольно просто определить начальное расположение подшипника. Данное место и является исходной точкой при определении осевого смещения. На рисунке 16 изображен монтажный инструмент, применяемый в этих целях.

монтажный инструмент

а – гайка SKF, гидравлическая, тип HMV..E;
b – насос гидравлический;
c – манометр, который рассчитан на условия установки;
d – индикатор.

Последовательно данный метод можно описать так:

1. На посадочном месте осуществляется предварительный монтаж подшипника. Причем начальное положение можно определить по давлению, создаваемому маслом в гидравлической гайке. На рисунке 17 показано, как может варьироваться давление.

вариация давления

2. При помощи гидрогайки осуществляется перемещение подшипника на заранее известную величину – в его конечное положение. На гидравлической гайке расположен индикатор часового типа, который поможет определить точную величину перемещения Ss.

На рисунке 18 приведены схемы подшипниковых узлов, для которых характерны значения осевого смещения и начального давления масла в гидрогайке, которые заранее определены специалистами компании SKF:

вариация давления
  • на рисунке 18(а) и 18(b) показана схема, для которой характерна одна скользящая поверхность;
  • на рисунке 18(с) показана схема, для которой характерны две скользящие поверхности.